Комментарии к законам

Статья 117. Общественные и религиозные организации (объединения). 1. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.



Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
2. Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.
3. Особенности правового положения общественных и религиозных организаций как участников отношений, регулируемых настоящим Кодексом, определяются законом.
Комментарий к статье 117
1. Комментируемая статья предусматривает единое определение общественных и религиозных объединений. Указанные объединения представляют собой объединения граждан, которые в отличие от потребительских кооперативов не могут преследовать в качестве основной цели своей деятельности удовлетворение материальных потребностей своих участников (членов). Согласно п. 1 комментируемой статьи основная цель деятельности общественных и религиозных объединений заключается в удовлетворении духовных и иных нематериальных потребностей граждан, объединившихся на основе общности их интересов. Очевидно, что в комментируемой статье основные цели деятельности общественных и религиозных объединений сформулированы достаточно широко. Необходимая конкретизация этих целей содержится в нормах специального законодательства. Так, в ст. 8 - 12.2 Закона об общественных объединениях определены основные цели деятельности различных организационно-правовых форм общественных объединений. В соответствии со ст. 6 Закона о свободе совести основными целями деятельности религиозных объединений является совместное исповедание и распространение веры их членами (участниками). В нормах действующего законодательства отсутствует определение понятий "религия", "вероучение", "совместное исповедание и распространение веры", соответствующие критерии религиозной деятельности пытается установить судебная практика, хотя это не входит в функции суда. Так, в 2001 г. Санкт-Петербургский городской суд пришел к выводу, что изучение и воплощение в жизнь идей определенного вероучения не могут рассматриваться как религиозная деятельность, если формы, в которых они проводятся, не являются специфическими для религиозных объединений. Поэтому нет оснований для ликвидации общественного объединения, которое осуществляло просветительскую, благотворительную деятельность, свойственную именно общественным объединениям.
2. В силу п. 3 комментируемой статьи особенности правового положения общественных и религиозных объединений как участников отношений, регулируемых ГК, определяются законом.
Специальным законом, регулирующим вопросы создания и деятельности общественных объединений, является Закон об общественных объединениях. Особенности правового положения общественных объединений отдельных видов определены Федеральными законами о профсоюзах, о политических партиях, от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке детских и молодежных общественных объединений" <*>, о защите прав потребителей и др. Правовое положение религиозных объединений определяется Законом о свободе совести.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2503.
3. Комментируемая статья отождествляет понятие общественного и религиозного "объединения" с понятием общественной и религиозной "организации". Между тем в нормах специального законодательства эти понятия четко разделены. Общественные организации представляют собой одну из организационно-правовых форм общественных объединений, а религиозные организации являются формой религиозных объединений (абз. 8 ст. 7 Закона об общественных объединениях; п. 2 ст. 6 Закона о свободе совести).
Хотя комментируемая статья не предусматривает классификации общественных и религиозных объединений на отдельные организационно-правовые формы и виды, в нормах специального законодательства такая классификация содержится. Так, согласно ст. 7 Закона об общественных объединениях организационно-правовыми формами общественных объединений являются: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия. В зависимости от характера основных целей и субъектного состава участников (членов) общественные объединения классифицируются на профессиональные союзы, общественные объединения потребителей, детские и молодежные общественные объединения, общественные объединения инвалидов, национально-культурные автономии и т.д. Специальное законодательство конкретизирует основные цели и субъектный состав соответствующих общественных объединений.
В основе деятельности общественных объединений независимо от их организационно-правовых форм и видов лежит территориальный принцип, позволяющий выделить многозвенные общественные объединения, состоящие из нескольких территориальных (региональных, местных, первичных и т.д.) отделений. Например, общероссийское общественное объединение осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения: организации, отделения и т.д. (ст. 14 Закона об общественных объединениях). Территориальные отделения (структуры) многозвенных общественных объединений могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц. Так, правами юридического лица обладают как политическая партия, так и ее региональные отделения (п. 1 ст. 15 Закона о политических партиях).
В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона о свободе совести религиозные объединения создаются в формах религиозных организаций, имеющих права юридического лица, и религиозных групп, правами юридического лица не обладающих. Религиозные организации классифицируются по видам. Так, с точки зрения внутренней структуры они подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая из граждан, постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Местные религиозные организации могут существовать самостоятельно (например, религиозные общины протестантского толка) либо входить в состав централизованных религиозных организаций (например, приходы и монастыри Русской православной церкви, мечети духовных управлений мусульман России). Централизованная религиозная организация представляет собой многозвенное религиозное объединение, состоящее не менее чем из трех местных религиозных организаций.
4. Наименование общественного объединения должно содержать сведения о территориальной сфере его деятельности (ст. 28 Закона об общественных объединениях). При этом в наименовании общественного объединения не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления. Общественное объединение имеет право использовать в своем названии личное имя гражданина, но только с письменного согласия гражданина (его законных представителей). Согласно ст. 14 Закона об общественных объединениях общероссийские общественные объединения могут использовать в своих наименованиях слова "Россия", "Российская Федерация" и иные образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа.
Наименование религиозной организации помимо указаний на организационно-правовую форму и характер деятельности должно содержать также сведения о ее вероисповедании. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее 50 лет на момент обращения религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе без специального разрешения правомочного органа использовать в своих наименованиях слова "Россия", "российский" и производные от них (ст. 8 Закона о свободе совести).
5. Согласно ст. 19 Закона об общественных объединениях учредителями (участниками, членами) общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения. Создание общественного объединения одним лицом по общему правилу недопустимо. В нормах специального законодательства могут быть предусмотрены дополнительные требования к количеству и субъектному составу учредителей (членов, участников) общественных объединений. Так, учредителями (членами, участниками) профсоюзов могут быть только граждане, причем возможно создание профсоюза одним лицом. В качестве учредителя (члена, участника) профсоюза могут выступать лица, достигшие возраста 14 лет и осуществляющие трудовую (профессиональную) деятельность (ст. 2 Закона о профсоюзах).
Распоряжение Мэра Москвы от 24.05.1999 N 523-РМ "О реализации в г. Москве отдельных положений Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" утратило силу в связи с изданием распоряжения Мэра Москвы от 05.03.2003 N 61-РМ "О признании утратившим силу распоряжения Мэра Москвы от 24.05.99 N 523-РМ". Учредителями местной религиозной организации могут быть совершеннолетние граждане РФ в количестве не менее 10 человек, а также юридические лица - религиозные организации. Иностранные граждане и лица без гражданства хотя и могут входить в состав членов (участников) религиозной организации, выступать в качестве ее учредителей не вправе. Учредителями местной религиозной организации могут быть только граждане, объединенные в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания (ст. 9 Закона о свободе совести). Учредителями религиозных учреждений (в частности, учреждений профессионального религиозного образования), а также их координирующих органов (например, Московской патриархии Русской православной церкви, духовных управлений мусульман России) являются исключительно централизованные религиозные организации. Количественный состав участников (членов) религиозной группы законом не определен, однако он может устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов РФ. Так, в г. Москве религиозной группой признается объединение граждан в количестве не менее трех человек (распоряжение мэра г. Москвы от 24 мая 1999 г. N 523-РМ "О реализации в городе Москве отдельных положений Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" <*>).
--------------------------------
<*> Вестник Мэрии Москвы. 1999. N 13.
6. Согласно ст. 6 Закона об общественных объединениях общественные объединения должны вести учет своих членов на основании их заявлений или иных документов, оформляющих вступление граждан (юридических лиц) в общественное объединение. Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионные органы объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом. В отличие от членов участники общественного объединения принимают участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом. Члены (участники) общественных объединений имеют равные права и несут равные обязанности.
Членами (участниками) религиозных объединений могут быть лишь граждане. Закон не предусматривает возможности фиксированного участия (членства) в религиозном объединении.
Особенности формирования руководящих и исполнительных органов общественных объединений определяются ст. 8 - 13 названного Закона и зависят от организационно-правовой формы объединений.
Компетенция органов управления общественных объединений потребителей закрепляется в учредительных документах объединений с учетом п. 3 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях, который устанавливает перечень полномочий, составляющих исключительную компетенцию высших органов управления некоммерческой организации (например, принятие решения о ликвидации или изменении устава некоммерческой организации и т.д.).
Структура, состав, порядок формирования и компетенция органов управления религиозной организации определяются ее уставом.
7. Закон наделяет общественные и религиозные объединения специальной правоспособностью, подчиняя осуществляемую ими предпринимательскую деятельность установленному п. 1 комментируемой статьи требованию: предпринимательская деятельность общественных и религиозных объединений может осуществляться лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и должна соответствовать этим целям. Предпринимательская деятельность общественных объединений отдельных видов может быть ограничена нормами специального законодательства. Так, политические партии вправе осуществлять лишь информационную, рекламную, издательскую и иные виды предпринимательской деятельности, прямо указанные в п. 3 ст. 31 Закона о политических партиях.
8. Помимо доходов от предпринимательской деятельности источниками формирования имущества общественных объединений являются вступительные и членские взносы (если их уплата предусмотрена уставом), добровольные взносы, пожертвования и другие не запрещенные законом поступления. Источником формирования имущества некоторых общественных объединений являются бюджетные средства. Так, в ст. 11 Закона о поддержке детских и молодежных общественных объединений предусмотрено выделение детским и молодежным общественным объединениям государственных субсидий; согласно п. 1 ст. 33 Закона о политических партиях государственная поддержка политических партий путем их государственного финансирования осуществляется по итогам участия политических партий в выборах в целях компенсации финансовых затрат политических партий за счет средств федерального бюджета. Общественные и религиозные объединения обязаны использовать имущество в соответствии с основными целями своей деятельности, что в общественных объединениях гарантируется публичным характером отчетов об использовании данного имущества (ст. 29 Закона об общественных объединениях).
Имущество общественных и религиозных объединений принадлежит им на праве собственности. Исключение составляет имущество общественных и религиозных учреждений, которое принадлежит им на праве оперативного управления. Некоторые особенности имеет правовой режим имущества религиозных организаций. Во-первых, в состав их имущества входят объекты богослужебного назначения, на которые в силу п. 5 ст. 21 Закона о свободе совести не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Перечень видов имущества богослужебного назначения должен быть установлен Правительством РФ. Во-вторых, в собственность религиозных организаций может на безвозмездной основе (однако не в порядке приватизации) передаваться находящееся в федеральной собственности имущество религиозного назначения. Порядок передачи религиозным организациям такого имущества определяется рядом подзаконных нормативных правовых актов, в том числе Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2001 г. N 490 "О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения" <*>. Установление особого порядка передачи в собственность религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения обусловлено международными обязательствами Российской Федерации по возврату религиозным организациям ранее принадлежавшего им имущества. В частности, в силу п. 10 Заключения Парламентской ассамблеи Совета Европы N 193 (1996) от 25 января 1996 г. по заявке России на вступление в Совет Европы Россия намерена "в кратчайшие сроки возвратить собственность религиозных организаций".
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 28. Ст. 2889.
В нормах специального законодательства неоднозначно урегулирован вопрос о субъекте права собственности на имущество многозвенных общественных и религиозных объединений. Так, согласно ст. 32 Закона об общественных объединениях в общественных организациях, структурные подразделения (отделения) которых осуществляют свою деятельность на основе единого устава данных организаций, собственниками имущества являются общественные организации в целом; имущество закрепляется за структурными подразделениями (отделениями) общественных организаций на праве оперативного управления имуществом. В силу п. 1 ст. 24 Закона о профсоюзах первичные профсоюзные организации владеют и пользуются переданным им вышестоящим профсоюзом имуществом на праве хозяйственного ведения. Региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения политической партии обладают правом оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником (ст. 28 Закона о политических партиях). Субъект права собственности на имущество местной религиозной организации, входящей в состав централизованной религиозной организации, нормами специального законодательства не определен. В связи с этим учредительные документы местных религиозных организаций некоторых конфессий (в частности, приходов, монастырей, подворий Русской православной церкви) предусматривают, что субъектом права собственности на имущество местной религиозной организации является как централизованная религиозная организация, так и входящая в ее структуру местная религиозная организация.
Представляется, что нормы специального законодательства в части определения субъекта права собственности на имущество отделений (структур) многозвенных общественных объединений не могут распространять на указанное имущество режим оперативного управления (хозяйственного ведения), поскольку субъектом указанных ограниченных вещных прав могут быть исключительно государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.
Согласно п. 2 комментируемой статьи общественные и религиозные объединения несут самостоятельную ответственность по собственным обязательствам всем принадлежащим им имуществом: члены общественных и религиозных объединений не привлекаются к ответственности по обязательствам соответствующих объединений.
9. Прекращение деятельности (реорганизация, ликвидация) общественных и религиозных объединений имеет ряд особенностей, предусмотренных специальным законодательством. Прежде всего расширен установленный п. 2 ст. 61 ГК перечень оснований принудительной ликвидации общественных и религиозных объединений по решению суда. К числу оснований ликвидации относятся, в частности, нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения (ст. 44 Закона об общественных объединениях; ст. 14 Закона о свободе совести).
При рассмотрении Магаданским городским судом конкретного дела о признании деятельности религиозной организации противоречащей действующему законодательству и ее ликвидации прокурор поддержал заявленное исковое требование, пояснив, что во время проведения данной религиозной организацией богослужений на верующих оказывается психотерапевтическое и гипнотическое воздействие, в результате которого граждане безвозмездно передают религиозной организации денежные сбережения, ювелирные изделия и другие ценные вещи. Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что ни одно из обстоятельств, указанных прокурором как основание ликвидации религиозного объединения, не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. В результате суд вынес решение от 21 мая 1999 г. об отказе в удовлетворении заявления о признании деятельности религиозной организации противоречащей действующему законодательству и о ее ликвидации.
Определенные особенности имеет ликвидация местных религиозных организаций, созданных на основании подтверждения о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания. В том случае, когда централизованная религиозная организация отзывает из регистрирующего органа выданное ею подтверждение о конфессиональной принадлежности местной религиозной организации, последняя прекращает свою деятельность как структурное подразделение данной централизованной религиозной организации и подлежит ликвидации (Методические рекомендации о применении органами юстиции некоторых положений Закона о свободе совести). Аналогичной позиции придерживается арбитражная практика.
При рассмотрении конкретного дела о выселении прихода централизованной религиозной организации из собора, прилегающей к нему часовни и других зданий арбитражный суд признал право пользования собором с часовней за данным приходом. Свое решение суд мотивировал тем, что с изменением своей канонической юрисдикции (приход перешел из юрисдикции Русской православной церкви в юрисдикцию Российской православной свободной церкви) приход не утратил права пользования собором и другими зданиями. Президиум ВАС РФ направил дело на новое рассмотрение, признав вывод арбитражного суда ошибочным, поскольку изменение канонической юрисдикции местной религиозной организации влечет ее ликвидацию <*>.
--------------------------------
<*> Вестник ВАС РФ. 1996. N 9.
На деятельность общественных и религиозных объединений, не имеющих прав юридического лица, может быть наложен запрет по тем же основаниям, которые установлены для ликвидации общественных и религиозных объединений.
В соответствии со ст. 26 Закона об общественных объединениях имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если соответствующие положения в уставе отсутствуют, - на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях - решением суда. В нормах специального законодательства юридическая судьба имущества ликвидированного общественного объединения может быть определена иначе. Так, в случае ликвидации политической партии по решению суда ее имущество после завершения расчетов по обязательствам поступает в доход Российской Федерации (ст. 45 Закона о политических партиях). Направления использования имущества ликвидированной религиозной организации определяются ее уставом (п. 5 ст. 14 Закона о свободе совести). В частности, имущество местной религиозной организации, входящей в состав централизованной религиозной организации, может быть передано централизованной религиозной организации.
К общественным и религиозным объединениям может быть применена такая нехарактерная для прочих некоммерческих организаций мера, как приостановление их деятельности. Согласно ст. 10 Закона о противодействии экстремистской деятельности в случае осуществления общественным или религиозным объединением экстремистской деятельности, повлекшей за собой установленные законом последствия, уполномоченное должностное лицо (или орган) с момента его обращения в суд по основаниям, предусмотренным законом, с заявлением о ликвидации общественного или религиозного объединения либо запрете его деятельности вправе своим решением приостановить деятельность общественного или религиозного объединения до рассмотрения дела судом. В случае приостановления деятельности общественного или религиозного объединения ему запрещается, в частности, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, и уплате штрафов. Если суд не удовлетворит заявление о ликвидации общественного или религиозного объединения либо запрете его деятельности, объединение возобновляет свою деятельность после вступления решения суда в законную силу. Приостановление деятельности политических партий осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о политических партиях.




Вернутся в раздел Комментарии к законам