Комментарии к законам

Статья 13. Основные задачи национальных парков. Комментарий к статье 13



Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" урегулированы отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. При этом к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях указанного Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. В числе объектов, предусмотренных данным Законом, рассматриваются и достопримечательные места, среди которых, в свою очередь, выделены природные ландшафты. Закон об объектах культурного наследия специально определяет (ст. 25), что объекты культурного наследия, представляющие собой выдающуюся универсальную историческую, археологическую, архитектурную, художественную, научную, эстетическую, этнологическую или антропологическую ценность, могут быть отнесены к объектам всемирного культурного и природного наследия в порядке, установленном Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия.
Экологическое просвещение населения, как и экологическое образование, - важные составляющие части мер по охране окружающей среды. Федеральным законом "Об охране окружающей среды" установлено, что одной из задач охраны окружающей среды являются организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры.
В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования. Она включает в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.
В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.
В письме МПР России от 1 июня 2001 г. "Эколого-просветительская деятельность национальных природных парков в 2000 году" указываются следующие направления деятельности национальных природных парков в сфере экологического просвещения и регулируемого туризма и отдыха:
организация музеев природы и иных музеев;
организация экспозиций, туров и экскурсий;
организация визит-центров или информационных пунктов;
организация тематических выставок, в том числе выставок детского творчества;
организация различных видов регулируемого туризма (пеший, водный туризм, автотуризм);
организация экологических троп и маршрутов;
работа со средствами массовой информации (публикация статей, выпуск информационных бюллетеней, газет, брошюр, фотоальбомов);
выпуск рекламно-информационной продукции с соответствующей тематикой (книги, методические пособия, информационные листы, пакеты материалов, сборники работ творчества детей, значки, наклейки, вымпелы);
съемки видеофильмов и сюжетов природоохранного характера;
размещение собственных веб-страниц в сети Интернет;
работа со школьниками (организация конкурсов и лекций (в том числе с использованием игровых методов, демонстрацией фото- и видеоматериалов), привлечение школьников к научно-исследовательским экспедициям, к благоустройству территории, работе в питомниках);
организация и проведение специальных праздничных природоохранных мероприятий (Дня земли, Дня птиц и т.д.), фестивалей, шествий, митингов, концертов.
Создание условий для регулируемого туризма и отдыха населения в настоящее время опосредовано механизмом лицензирования деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков. Отношения по лицензированию в данном случае урегулированы рядом подзаконных нормативных актов (на основании Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Одним из них является Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 916 (в ред. от 3 октября 2002 г.) "Об утверждении Положения о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков" и, соответственно, само указанное Положение. Приняты и некоторые другие нормативные правовые акты по данному вопросу.
Основу регулирования отношений по экологическому мониторингу составляют нормы Федерального закона "Об охране окружающей среды", согласно которому мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. В свою очередь, государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) - это мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.




Вернутся в раздел Комментарии к законам