Комментарии к законам

Статья 104. Реорганизация и ликвидация акционерного общества. 1. Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров.



Иные основания и порядок реорганизации и ликвидации акционерного общества определяются настоящим Кодексом и другими законами.
2. Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а также в некоммерческую организацию в соответствии с законом.
(в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 138-ФЗ)
Комментарий к статье 104
1. Комментируемая норма является частным случаем ст. 57, 61, 68 ГК. Речь идет о добровольном прекращении деятельности АО. Решение об этом относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров.
Специфика реорганизации и ликвидации АО в основном сводится к наличию наряду с системой гарантий прав кредиторов (ст. 60, 63, 64 ГК) и работников юридического лица системы гарантий прав акционеров. Это выражается: 1) в специальном порядке принятия решения о прекращении деятельности; 2) в документах, оформляющих этот процесс; 3) в процедуре конвертации и (или) погашения акций; 4) порядке распределения имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов при ликвидации АО (ст. 15 - 24 Закона об акционерных обществах).
В случаях, прямо предусмотренных законом, реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена только с согласия уполномоченных государственных органов (например, антимонопольных, если такая реорганизация может привести к появлению хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке).
Следует обратить внимание на специфику создания юридических лиц при реорганизации. Это возможность образования юридического лица в распорядительном порядке (п. 2 ст. 57 ГК), наличие, как правило, ограничений в выборе организационно-правовой формы создаваемого юридического лица. Учредителями образуемой организации могут выступать только учредители (участники) реорганизуемого юридического лица. Вновь созданное юридическое лицо приобретает первоначальное имущество на основании передаточного акта или разделительного баланса. Для регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, в регистрирующий орган в соответствии с п. 2 ст. 59 ГК вместе с учредительными документами вновь возникающей организации обязательно представляются передаточный акт или разделительный баланс, которые должны содержать положения о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица. В законе могут устанавливаться требования о необходимости представления и других документов для государственной регистрации таких юридических лиц. У регистрирующего органа появляются дополнительные основания для отказа в государственной регистрации юридического лица (абз. 2 п. 2 ст. 59 ГК; см. также главы V, VI и ст. 25 Закона о государственной регистрации).
Принудительная реорганизация может быть осуществлена только в форме разделения и выделения по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (см., например, ст. 19, 22 Закона о конкуренции).
Принудительная ликвидация является реакцией государства на нарушение закона. К особым случаям принудительной ликвидации можно отнести прекращение АО, созданного до вступления в силу названного Закона и не приведшего свой устав в соответствие с требованиями этого нормативного акта (ст. 94 Закона об акционерных обществах; ст. 25, 26 Закона о государственной регистрации).
2. Хотя Закон об акционерных обществах в статьях о реорганизации АО использует термин "общества", представляется, что АО может быть реорганизовано в юридическое лицо любой организационно-правовой формы, как и любое юридическое лицо может быть реорганизовано в АО. Это подтверждает и анализ ст. 57 - 60, 68, 92, 95, 112, 115, 121 ГК, законодательства о приватизации и т.п.
Но применительно к такой форме реорганизации, как преобразование, Закон специально выделяет близкие к АО организационно-правовые формы ООО и производственного кооператива. С 1 января 2002 г. допускается возможность преобразования АО в некоммерческое партнерство по единогласному решению всех акционеров (ч. 2 п. 1 ст. 20 названного Закона).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 4, Пленума ВАС РФ N 8 от 02.04.1997 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" утратило силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2003 N 19, Пленума ВАС РФ от 20.11.2003 N 20 "О признании утратившим силу Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 апреля 1997 г. N 4/8 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах". Использование одних и тех же терминов в различном значении вызывает большое количество споров и, соответственно, судебное правотворчество. Например, Пленум ВС РФ и Пленум ВАС РФ в п. 6 Постановления N 4/8 разъяснили, что преобразование акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа не является реорганизацией юридического лица и его организационно-правовая форма не изменяется, и поэтому требования о составлении передаточного акта, об уведомлении кредиторов о предстоящем изменении типа акционерного общества и т.п. предъявляться не должны.
7. Дочерние и зависимые общества




Вернутся в раздел Комментарии к законам