В обществе с ограниченной ответственностью создается исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Единоличный орган управления обществом может быть избран также и не из числа его участников.
2. Компетенция органов управления обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с настоящим Кодексом законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества.
3. К исключительной компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью относятся:
1) изменение устава общества, изменение размера его уставного капитала;
2) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий;
3) утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества и распределение его прибылей и убытков;
4) решение о реорганизации или ликвидации общества;
5) избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества.
Законом об обществах с ограниченной ответственностью к исключительной компетенции общего собрания может быть также отнесено решение иных вопросов.
Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания участников общества, не могут быть переданы им на решение исполнительного органа общества.
4. Для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности общества с ограниченной ответственностью оно вправе ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками (внешний аудит). Аудиторская проверка годовой финансовой отчетности общества может быть также проведена по требованию любого из его участников.
Порядок проведения аудиторских проверок деятельности общества определяется законом и уставом общества.
5. Опубликование обществом сведений о результатах ведения его дел (публичная отчетность) не требуется, за исключением случаев, предусмотренных законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Комментарий к статье 91
1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи система управления в ООО имеет либо двухзвенную структуру, включающую: общее собрание участников и исполнительный орган: единоличный (директор, управляющий и т.п.) или коллегиальный (дирекция, правление и т.п.), либо трехзвенную, в которую входит наряду с общим собранием одновременно единоличный и коллегиальный исполнительный орган. Уставом общества может быть предусмотрено образование еще одного звена - совета директоров (наблюдательного совета общества). Общее собрание участников общества может вынести также решение об избрании ревизионной комиссии, которая, однако, в ООО не входит в систему управления.
Пункт 4 ст. 32 и п. 1 ст. 41 названного Закона входят в противоречие с п. 1 комментируемой статьи, допуская возможность существования коллегиального исполнительного органа только одновременно с единоличным. Это означает, что в двухзвенной системе управления обществом исполнительный орган может быть только единоличным.
2. Высшим органом ООО является общее собрание его участников. Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решения. Поэтому чем шире компетенция общего собрания, тем больше степень самостоятельности участников в решении вопросов общества, реальнее их права на управление делами общества.
Названный Закон устанавливает общий принцип определения количества голосов: число голосов, принадлежащих каждому участнику, пропорционально его доле в уставном капитале (абз. 4 п. 1 ст. 32), однако предусматривается возможность закрепить в уставе иной порядок определения числа голосов, который должен быть одобрен всеми участниками общества единогласно (абз. 5 п. 1 ст. 32).
В п. 3 комментируемой статьи перечислены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции общего собрания, которые не могут быть переданы им на решение совета директоров (наблюдательного совета) общества, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом, а также на решение исполнительного органа общества, что является еще одной гарантией реального права участника на участие в управлении делами общества.
Названный Закон значительно расширил круг вопросов, входящих в исключительную компетенцию общего собрания. В частности, к ним отнесены вопросы о внесении изменений в учредительный договор, принятие решения о распределении чистой прибыли общества между участниками общества, принятие решения о размещении обществом облигаций, иных эмиссионных ценных бумаг и др. (п. 2 ст. 33). Из смысла комментируемой статьи вытекает, что на общем собрании участников общества могут обсуждаться и иные вопросы (не относящиеся к его исключительной компетенции), которые не относятся к исключительной компетенции других органов. Такие дополнительные вопросы обязательно включаются в повестку дня общего собрания общества.
Проводимое участниками общее собрание может быть очередным и внеочередным. Очередное общее собрание участников проводится в обязательном порядке как минимум один раз в год.
Право созыва очередного общего собрания по общему правилу принадлежит исполнительному органу общества (единоличному или коллегиальному), однако в случаях, предусмотренных названным Законом (абз. 3 п. 2 ст. 32), это право реализует совет директоров (наблюдательный совет).
Закон определяет сроки проведения очередного общего собрания общества, на котором утверждаются годовые результаты деятельности общества. Дата проведения собрания должна быть обязательно установлена в уставе общества в определенном законом временном диапазоне - не ранее чем через два и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года.
Созыв и проведение внеочередного общего собрания допускается по основаниям, установленным уставом соответствующего общества. Перечень этих оснований не может быть исчерпывающим, поскольку названный Закон (п. 1 ст. 35) допускает, что, если проведения внеочередного общего собрания требуют интересы общества или его участников, внеочередное общее собрание проводится и в иных случаях.
Внеочередное общее собрание участников общества созывается исполнительным органом общества либо по собственной инициативе, либо по инициативе совета директоров, ревизионной комиссии (ревизора), аудитора, участников общества, обладающих в совокупности не менее чем одной десятой от общего числа голосов участников, к которым переходит право созвать собрание, если исполнительным органом в течение пяти дней не принято решение о созыве внеочередного общего собрания или принято решение об отказе в его проведении по основаниям, исчерпывающим образом установленным п. 2 ст. 35 названного Закона.
Формой проведения внеочередного собрания может быть совместное присутствие или заочное голосование.
Названный Закон устанавливает единый порядок созыва и проведения общего собрания (как очередного, так и внеочередного) общества (ст. 36 - 38). О проведении общего собрания каждый участник общества должен быть уведомлен заказным письмом за 30 дней до его проведения. В уведомлении должны быть указаны время и место проведения общего собрания, а также предлагаемая повестка дня. Вместе с уведомлением органы и лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны направить им необходимую информацию и материалы (годовой отчет общества, заключение ревизионной комиссии (ревизора) и др.), если иной порядок ознакомления участников общества с информацией и материалами не предусмотрен уставом общества.
В случае нарушения порядка созыва общего собрания участников общества такое собрание может быть признано неправомочным, если в нем участвуют не все участники общества.
Перед открытием общего собрания проводится регистрация прибывших участников либо их представителей, при этом последние должны представить документы, подтверждающие их полномочия. Общее собрание участников общества открывается лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, или лицом, возглавляющим коллегиальный исполнительный орган общества. Если общее собрание созывается советом директоров, ревизионной комиссией (ревизором), аудитором или участниками общества, то общее собрание открывает председатель совета директоров, председатель ревизионной комиссии (ревизор), аудитор или один из участников общества, созвавших данное общее собрание. Лицо, открывающее общее собрание участников, проводит выборы председательствующего из числа участников общества. Исполнительный орган общества организует ведение протокола общего собрания участников общества.
Если в данном общем собрании участвуют не все участники общества, оно вправе принимать решение только по тем вопросам повестки дня, которые сообщались участникам общества. В зависимости от степени значимости обсуждаемых вопросов решения по ним выносятся дифференцированным числом голосов в соответствии с законодательными предписаниями. Для принятия решений по вопросам повестки дня требуется либо единогласие всех участников общества, либо квалифицированное большинство (не менее двух третей голосов всех участников общества, а не лиц, присутствующих на общем собрании), либо простое большинство голосов <*>.
--------------------------------
<*> См. п. 23 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N 90/14.
3. Коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекция) избирается общим собранием участников общества. Численный состав органа, срок его работы, порядок деятельности, принятия решений, а также его полномочия определяются уставом общества и внутренними документами общества. Закон эти вопросы не регламентирует, а лишь отмечает, что к полномочиям этого органа относится руководство текущей деятельностью.
К персональному составу коллегиального исполнительного органа законодатель предъявляет определенные требования. В соответствии со ст. 41 названного Закона членом коллегиального исполнительного органа общества может быть только физическое лицо, которое может и не являться участником общества. Возглавляет коллегиальный исполнительный орган лицо, которое одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа общества, за исключением случая, когда полномочия единоличного исполнительного органа общества переданы управляющему.
4. Единоличный исполнительный орган, так же как и коллегиальный орган, не обязательно должен избираться из числа участников общества. Общество вправе передать по договору полномочия своего единоличного исполнительного органа управляющему, если такая возможность прямо предусмотрена уставом общества.
Между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного органа (управляющим), заключается договор, в котором определяется порядок деятельности единоличного исполнительного органа. Полномочия единоличного исполнительного органа, в общем определяемые как руководство текущей деятельностью общества (подготовка и осуществление решений общего собрания, оперативное решение конкретных организационных, финансовых и хозяйственных вопросов), регламентируются ст. 40 названного Закона, а также уставом общества по остаточному принципу. В сферу его деятельности должны входить полномочия, которые не отнесены названным Законом или уставом к компетенции общего собрания, совета директоров и коллегиального исполнительного органа. Единоличный исполнительный орган действует от имени общества без доверенности в рамках компетенции, установленной в уставе общества и договоре с ним (трудовой договор), представляет интересы общества в государственных органах, в суде, в отношениях с контрагентами, с банками и проч.
5. ГК не предусматривает образования в ООО совета директоров (наблюдательного совета), однако с принятием Закона об обществах с ограниченной ответственностью такая возможность была легализована. Необходимость создания совета директоров диктуется стремлением оперативно, на коллегиальной основе решать вопросы деятельности общества, не входящие в исключительную компетенцию общего собрания.
Компетенция совета директоров общества определяется уставом общества в соответствии с названным Законом, которым рекомендовано отнести к его ведению вопросы образования исполнительных органов, досрочного прекращения его полномочий, решение вопросов о совершении крупных сделок и иных вопросов.
Порядок образования и деятельности совета директоров общества, порядок прекращения полномочий его членов и компетенция председателя определяются уставом общества с учетом обязательных предписаний названного Закона относительно персонального состава совета директоров.
В состав совета директоров наряду с другими могут входить лица, не являющиеся участниками общества. Такие члены совета директоров могут участвовать в общем собрании с правом совещательного голоса. Законом не допускается передача права голоса иным лицам, в том числе иным членам совета директоров.
Закон устанавливает ограничения на участие в совете директоров членов исполнительных органов, чтобы исключить возможность дублирования решений. Члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров общества. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем совета директоров общества.
6. Ревизионная комиссия не относится к органам, осуществляющим самостоятельную организационную и исполнительно-распорядительную деятельность. Данный орган реализует лишь одну специфическую функцию управления - контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества.
Образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) является обязательным только для тех обществ с ограниченной ответственностью, число участников в которых более 15 человек (п. 6 ст. 32 названного Закона). Избрание ревизионной комиссии (ревизора) и досрочное ее прекращение относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Решение об избрании принимается по общему правилу большинством голосов от общего числа голосов участников общества. Членами ревизионной комиссии могут быть не только участники общества, но и иные лица. Кроме того, в уставе может быть предусмотрено, что функции ревизионной комиссии может осуществлять утвержденный общим собранием участников общества аудитор, не связанный имущественными интересами с участниками, обществом в целом и отдельными его органами.
Полномочия ревизионной комиссии, а также порядок ее деятельности устанавливаются названным Законом (п. 2 ст. 47), уставом и внутренним документом общества (например, положением о ревизионной комиссии).
Закон содержит правила, обеспечивающие максимальный контроль ревизионной комиссии за хозяйственно-финансовой деятельностью общества. В частности, предусматривается обязанность любых должностных лиц органов управления общества и иных работников представлять ревизионной комиссии (ревизору) документы о финансово-хозяйственной деятельности общества и давать необходимые пояснения в устной или письменной форме. Кроме того, ревизионная комиссия может в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности общества как по своей инициативе, так и по решению общего собрания, совета директоров (наблюдательного совета) или по требованию участников общества, обладающих определенным в уставе количеством голосов (п. 2 ст. 47 названного Закона). При проведении проверки годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества ревизионная комиссия не связана с их оценкой общим собранием, поскольку общее собрание участников общества не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы при отсутствии заключения ревизионной комиссии.
7. По общему правилу, установленному п. 4 ст. 91 ГК, проведение ежегодных аудиторских проверок для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов обществ - право, а не обязанность общества. Аудиторская проверка обязательна только в случаях, предусмотренных названным Законом (ст. 48).
Аудитор (гражданин или организация) осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами, уставом, на основании заключаемого с обществом договора. К правовым актам, регулирующим аудиторскую деятельность, относятся: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" <1>; Постановления Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" <2>, от 12 июня 2002 г. N 409 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита" <3>, от 6 мая 1994 г. N 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации" <4>, которым утверждены Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и Порядок выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности и другие нормативные акты.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3422.
<2> СЗ РФ. 2002. N 39. Ст. 3797.
<3> СЗ РФ. 2002. N 25. Ст. 2447.
<4> СЗ РФ. 1994. N 4. Ст. 365.
В соответствии с подп. 10 п. 2 ст. 33 названного Закона вопросы, связанные с проведением аудиторской проверки (ее назначение, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг), относятся к исключительной компетенции общего собрания и не могут быть переданы на решение совета директоров или исполнительного органа общества. Решение по указанным вопросам принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия таких решений не предусмотрена уставом общества (п. 8 ст. 37 Закона).
8. Комментируемая статья (п. 5) не устанавливает для ООО жестких требований о публичной отчетности. Опубликование ООО сведений о результатах ведения его дел не требуется, кроме случаев, предусмотренных Законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Пункт 1 ст. 49 Закона развивает общее правило комментируемой статьи, добавляя, что ООО обязано опубликовать отчетность о своей деятельности в случаях, когда это предусмотрено в иных федеральных законах.
Если в соответствии с п. 2 ст. 49 названного Закона общество публично размещает эмиссионные ценные бумаги, оно, как следствие, обязано ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы и раскрывать иную информацию о своей деятельности. В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона общество обязано незамедлительно публиковать сведения о приобретении более 20% голосующих акций акционерного общества или более 20% уставного капитала другого общества с ограниченной или дополнительной ответственностью. Обязанность публикации сведений о принятом решении об уменьшении уставного капитала предусмотрена п. 4 ст. 20 Закона.
Отдельные случаи обязательной публичной отчетности предусмотрены и иными федеральными законами. Так, в соответствии со ст. 16 Закона о бухгалтерском учете предусмотрена обязательная бухгалтерская отчетность банков, других кредитных организаций, страховых организаций, в том числе созданных в форме ООО. Статья 23 Закона о рынке ценных бумаг предусматривает при определенных условиях раскрытие хозяйствующим субъектом информации о ценных бумагах и о своей финансово-хозяйственной деятельности.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 91. Управление в обществе с ограниченной ответственностью. 1. Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников.
Вернутся в раздел Комментарии к законам