Комментарии к законам

Статья 57. Реорганизация юридического лица. 1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.



2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.
3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Комментарий к статье 57
1. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает пять форм реорганизации юридического лица - слияние, разделение, выделение, присоединение, преобразование.
Слияние означает объединение двух или более юридических лиц в одно новое. При этом первоначальные юридические лица прекращают свое существование. При присоединении одно юридическое лицо входит в состав другого. Соответственно, прекращает существование только присоединяемое юридическое лицо. При выделении от первоначального юридического лица отделяется одно или несколько новых юридических лиц. При этом первоначальное юридическое лицо продолжает существовать. От выделения следует отличать выделение структурного подразделения из состава приватизируемого предприятия, так как оно может иметь иные правовые последствия <*>. Разделение означает, что первоначальное юридическое лицо прекращает существование, а вместо него создаются два или несколько новых юридических лиц. При преобразовании юридического лица меняется его организационно-правовая форма. Организационно-правовые формы, в которые может преобразоваться юридическое лицо определенного вида, устанавливаются законодательством. К примеру, унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации (ст. 34 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <**> (далее - Закон об унитарных предприятиях)).
--------------------------------
<*> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 29 июня 1999 г. N 6599/99 // Вестник ВАС РФ. 1999. N 10.
<**> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.
------------------------------------------------------------------

Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 4, Пленума ВАС РФ N 8 от 02.04.1997 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" утратило силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2003 N 19, Пленума ВАС РФ от 20.11.2003 N 20 "О признании утратившим силу Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 апреля 1997 г. N 4/8 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах". Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами. Кроме того, по единогласному решению всех акционеров акционерное общество может быть преобразовано в некоммерческое партнерство (ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <*>). Не является реорганизацией изменение вида юридического лица в рамках одной организационно-правовой формы, например преобразование закрытого акционерного общества в открытое в соответствии с п. 3 ст. 7 Закона об акционерных обществах (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N 4/8). Также не считается реорганизацией преобразование унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, в унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, или изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (п. 4 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.
При слиянии и присоединении юридических лиц необходимо учитывать, что данные формы реорганизации возможны в отношении юридических лиц одной организационно-правовой формы, т.е. общество с ограниченной ответственностью может присоединиться или слиться только с обществом с ограниченной ответственностью, но не с производственным кооперативом или унитарным предприятием (ст. 52, 53 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <*>).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.
2. Реорганизация рассматривается как одна из форм прекращения существования юридических лиц. Однако при выделении прекращения существования юридического лица, из которого выделяется новое юридическое лицо, не происходит. При присоединении прекращает существовать только присоединяемое юридическое лицо, а юридическое лицо, к которому произошло присоединение, сохраняется. Вместе с тем и юридическое лицо, из которого производится выделение, и юридическое лицо, к которому произошло присоединение, считаются реорганизованными.
При реорганизации в форме разделения, слияния, преобразования, присоединения права и обязанности прекратившего существование юридического лица переходят к другим лицам. Универсальное правопреемство присутствует и при реорганизации в форме выделения. Под универсальным правопреемством понимается переход прав и обязанностей от одного лица к другому как единого целого, когда правопреемники не могут принять только часть имущества правопредшественника или отказаться от части соответствующего имущества.
Наличием правопреемства реорганизация отличается от ликвидации, при которой происходит прекращение существования юридического лица без перехода его прав и обязанностей к другим лицам.
3. По общему правилу реорганизация осуществляется в добровольном порядке. В случаях, предусмотренных законом, реорганизация может производиться принудительно. Добровольная реорганизация производится по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Как правило, решение о реорганизации принимает общее собрание участников (см. ст. 91, 92, 103, 104, 110, 112 ГК). Если у юридического лица один учредитель, принятие решения о реорганизации находится в его компетенции. Так, реорганизация унитарного предприятия производится по решению собственника его имущества (п. 1 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях).
Принудительная реорганизация юридического лица осуществляется в форме разделения или выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц на основании решения уполномоченных государственных органов или суда. В принудительном порядке могут быть реорганизованы коммерческие организации, а также некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, если они занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства (ст. 19 Закона о конкуренции).
Решение государственных органов о принудительном разделении (выделении) юридических лиц подлежит исполнению собственником, учредителями (участниками) или уполномоченным ими органом юридического лица. Если они не осуществят реорганизацию в срок, определенный в решении государственного органа, суд по иску данного органа назначает внешнего управляющего и поручает ему осуществление реорганизации юридического лица. ГК не устанавливает каких-либо особых требований к лицам, которые могут быть назначены внешними управляющими. Представляется, что при решении данного вопроса можно руководствоваться требованиями, предъявляемыми к арбитражным управляющим Законом о банкротстве, и назначать внешнего управляющего из числа членов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Решение государственных органов о проведении принудительной реорганизации может быть обжаловано в судебном порядке.
К добровольной реорганизации относят реорганизацию, проводимую учредителями или уполномоченным органом юридического лица в случаях, когда закон возлагает на них обязанность по проведению реорганизации (вынужденная реорганизация). Последствием неисполнения соответствующей обязанности, как правило, является принудительная ликвидация юридического лица. Так, согласно п. 3 ст. 7 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, если число участников общества превысит установленный предел, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Схожая норма действует в отношении закрытого акционерного общества (п. 3 ст. 7 Закона об акционерных обществах). Статья 12 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" <*> устанавливает обязанность произвести реорганизацию в форме разделения или выделения, если численность членов кооператива превысит 2000 человек.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3420.
4. В установленных законом случаях реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов и при соблюдении определенных условий. Так, в целях предотвращения возможного злоупотребления коммерческими организациями их доминирующим положением или ограничения конкуренции федеральный антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за созданием, слиянием и присоединением объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций); слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч МРОТ; разделением (выделением) государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тысяч МРОТ, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35% (ст. 17 Закона о конкуренции). В указанных случаях лица, принявшие решение о реорганизации, помимо документов, представляемых в регистрирующие органы, представляют в федеральный антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на реорганизацию. Порядок представления соответствующего ходатайства установлен Приказом МАП России от 13 августа 1999 г. N 276 <*>.
--------------------------------
<*> БНА РФ. 2000. N 1.
Банк России имеет право запретить реорганизацию кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства, предусмотренных Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" <*> (далее - Закон о банкротстве кредитных организаций); ст. 23 Закона о банках.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1097.
Реорганизация негосударственного пенсионного фонда производится по согласованию с государственным уполномоченным органом при условии неухудшения условий негосударственного пенсионного обеспечения участников в соответствии с заключениями независимого аудитора и актуария (ст. 33 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" <*>).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2071.
Существенно ограничивается возможность проведения реорганизации юридического лица при проведении в отношении него процедур банкротства. Так, на стадии наблюдения органы управления должника не вправе принимать решение о реорганизации (ст. 64 Закона о банкротстве). Не предусматривается возможности осуществления реорганизации также в период внешнего управления и конкурсного производства. На стадии финансового оздоровления должник не вправе производить реорганизацию без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) и лица или лиц, предоставивших обеспечение (ст. 82 Закона о банкротстве).
Определенные ограничения установлены законодательством в отношении возможности реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий. Согласно п. 3 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.
5. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Процедура регистрации реорганизации юридических лиц установлена Законом о государственной регистрации. Уполномоченным федеральным органом, осуществляющим регистрацию реорганизации юридического лица, является Министерство РФ по налогам и сборам <*>.
--------------------------------
<*> См.: Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц" // СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1872.
При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган представляются следующие документы:
1) заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации <*>;
--------------------------------
<*> Форма заявления утверждена Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (см.: СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2586).
2) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
3) решение о реорганизации юридического лица;
4) договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами, в частности, для акционерных обществ (п. 2 ст. 16, п. 2 ст. 17 Закона об акционерных обществах);
5) передаточный акт или разделительный баланс;
6) документ об уплате государственной пошлины.
Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.
Когда место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 440 <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2587.
Если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о прекращении деятельности таких юридических лиц после получения информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.




Вернутся в раздел Комментарии к законам