Комментарии к законам

Статья 336. Оскорбление военнослужащего. 1. Оскорбление одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы -



наказывается ограничением по военной службе на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок.
2. Оскорбление подчиненным начальника, а равно начальником подчиненного во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы -
наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года или содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок.
Комментарий к статье 336
Оскорбление одним военнослужащим другого является преступлением, направленным против воинской чести и достоинства личности военнослужащего, и отнесено к преступлениям небольшой тяжести (ст. 15 УК РФ).
Непосредственным объектом посягательства является закрепленный в законах, уставах, иных военно-правовых актах порядок взаимоотношений между военнослужащими <*>, составной частью которого является нормативно урегулированный порядок соблюдения их воинской чести (основной объект) и уважения личного достоинства (дополнительный объект).
--------------------------------
<*> См.: Ахметшин Х.М. Преступления против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений // Уголовное право Российской Федерации. Преступления против военной службы: Учебник / Под ред. Н.А. Петухова. М., 1999. Гл. 4. С. 110.
Рассматриваемое деяние затрагивает не только и не столько честь и достоинство личности, сколько авторитет государственной власти, носителем которой является военнослужащий во время исполнения своих служебных обязанностей или в связи с ними. Тем самым нарушается и порядок прохождения (несения) военной службы (родовой объект уголовно-правовой охраны). А.А. Пионтковский справедливо отмечал: "Объект оскорбления личности составляет чувство личного достоинства человека как части общества" <*>. Не имеется законных оснований сужать понятие достоинства личности, сводя его только к совокупности моральных качеств <**>, поскольку существует достоинство не только личное, но и национальное, конфессиональное, профессиональное (в том числе военно-профессиональное) и др.
--------------------------------
<*> См.: Курс советского уголовного права. М., 1971. С. 192.
<**> См., например: Ной И.С. Охрана чести и достоинства личности в советском уголовном праве. Саратов, 1959. С. 8 и др.
Так, оскорбление офицером подчиненной, не являющейся военнослужащей, нельзя квалифицировать как воинское преступление по причине отсутствия именно должного специального (т.е. "военного") объекта <*>.
--------------------------------
<*> См.: Обзор судебной работы военных судов гарнизонов и объединений за I полугодие 1997 года // СПС "".
В ст. 21 Конституции Российской Федерации говорится об умалении достоинства личности, а не об унижении. Тем самым проводится грань между унижением как дискредитацией человека в общественном мнении и умалением, т.е. таким воздействием на общественное мнение, которое противоречит достоинству личности как ее неотъемлемому праву <*>.
--------------------------------
<*> См.: Понятия чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и средствах массовой информации. М., 1997. С. 13.
Достоинством, способностью самооценки личности не обладают душевнобольные, спящие, умершие и т.д. <*>. Поэтому их невозможно оскорбить. Нельзя оскорбить и юридическое лицо (включая военную организацию), так как оно также не обладает чувством собственного достоинства.
--------------------------------
<*> Оскорбление памяти покойного является клеветой.
В любой армии мира за совершение воинского оскорбления предусмотрена ответственность.
В Воинском уставе о наказаниях Российской империи 1869 г. воинское чинопочитание и подчиненность охранялись двумя главами раздела II <*> (ст. ст. 96 - 112 и ст. ст. 113 - 123) <**>. В них была предусмотрена целая система норм, регламентирующих уголовную ответственность за различные проявления воинских оскорблений: общих и специальных. Названными нормами предусматривалась ответственность за неоказание начальнику должного уважения, его оскорбление словом или в печати, за оскорбление часового или военного караула словом или неприличным действием, а также путем нанесения удара и т.д.
--------------------------------
<*> По современной терминологии раздел II Воинского устава о наказаниях соответствовал Особенной части этого уголовного закона и начинался с главы первой ("О нарушениях воинского чинопочитания и подчиненности") и главы второй ("Об оскорблении и насильственных действиях против караула и должностных лиц военного звания").
<**> См.: Воинский устав о наказаниях со всеми дополнениями и изменениями до 1911 г. СПб., 1912. С. 59 - 81.
В Законе СССР "Об уголовной ответственности за воинские преступления" 1958 г. и в УК РСФСР также была установлена ответственность за оскорбление подчиненным начальника или начальником подчиненного (ст. 7 Закона, ст. 243 УК РСФСР 1960 г.), а также за оскорбление насильственным действием одним военнослужащим другого при отсутствии между ними отношений подчиненности или старшинства (ст. 8 Закона, ст. 244 УК РСФСР 1960 г.).
В отличие от прежней ст. 243 УК РСФСР, предусматривавшей ответственность за оскорбление насильственным действием подчиненным начальника или начальником подчиненного, ст. 336 УК РФ содержит два самостоятельных состава, учитывающих служебное положение виновного и потерпевшего, и не предусматривает в качестве обязательного признака объективной стороны применение при оскорблении насильственных действий.
С точки зрения субъектного состава рассматриваемая статья по существу содержит две равнозначные нормы.
По ч. 1 ст. 336 УК РФ подлежат ответственности за оскорбление военнослужащие, не состоящие между собой в отношениях подчиненности. Нарушение с их стороны уставных правил взаимоотношений, подпадающее под признаки ст. 335 УК РФ и сопровождающееся оскорблением военнослужащих, не требует дополнительной квалификации содеянного по ст. 336 УК РФ. Это связано с тем, что унижение чести и достоинства потерпевших является одним из альтернативных конструктивных признаков ст. 335 УК РФ, т.е. способом совершения более тяжкого преступления.
По ч. 2 ст. 336 УК РФ субъектами преступления могут являться как начальники, оскорбляющие подчиненных, так и подчиненные, совершающие оскорбление при рассмотренных аналогичных объективных и субъективных обстоятельствах начальников. Выход действий подчиненных за пределы оскорбления может быть оценен по ст. 334 УК РФ как насильственные действия начальника, а превышение полномочий начальника может образовывать иной, более тяжкий состав должностного преступления (ст. 286 УК РФ).
Таким образом, уголовный закон одинаково защищает честь и достоинство как начальников от посягательств подчиненных, так и подчиненных от посягательств начальников, что соответствует требованиям уставов и в целом военного законодательства <*>. Понятия "начальник" и "подчиненный" подробно раскрывались при анализе ст. ст. 332 - 334 УК РФ <**>.
--------------------------------
<*> См.: Преступления против военной службы: Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Петухова. М., 2002. С. 44.
<**> См.: Сидоренко В.Н. Неисполнение приказа: Научно-практический комментарий к ст. 332 Уголовного кодекса Российской Федерации // Военно-уголовное право: Вкладка к журналу "Право в Вооруженных Силах". 2003. N 3 - 4; Ахметшин Х.М. Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы: Научно-практический комментарий к ст. 333 УК РФ // Там же. N 5 - 6; Он же. Насильственные действия в отношении начальника: Научно-практический комментарий к ст. 334 УК РФ // Там же. N 7 - 8.
Вместе с тем диспозиции обеих частей ст. 336 УК РФ содержание объективной стороны состава данного преступления не раскрывают. В целях его уяснения следует обратиться к общей норме - ст. 130 УК РФ, в общем виде определяющей оскорбление как унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.
В действующем Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации 1979 г. N 4 (в редакции Постановления 1993 г. N 11) подчеркивается, что оскорбление представляет собой выраженную в неприличной форме отрицательную оценку личности потерпевшего, имеющую обобщенный характер и унижающую его честь и достоинство <*>.
--------------------------------
<*> См.: Постановление "О практике рассмотрения судами жалоб и дел о преступлениях, предусмотренных ст. 112, ч. 1 ст. 130 и ст. 131 УК РСФСР" // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М, 1995. С. 453.
Оскорбительные действия, адресованные юридическому лицу, могут быть преступлением в том случае, если они посягают при этом на достоинство каких-либо конкретных лиц, работающих в данном учреждении.
Не исключается взаимное оскорбление по типу "сам дурак!". В такой ситуации возможна уголовная ответственность каждого из участников ссоры с учетом индивидуализации деяния. При этом значение имеет выявление инициатора ссоры. Ответ на оскорбление не является необходимой обороной, так как не пресекает посягательства. В ряде стран мира специально регламентирована ответственность за взаимное оскорбление. Так, в ст. 199 УК ФРГ установлено, что суд правомочен освободить от уголовной ответственности лиц, осуществивших взаимное оскорбление. При этом в зависимости от обстоятельств дела не исключено освобождение от ответственности только одного из виновных <*>.
--------------------------------
<*> См.: Ткачевский Ю.М. Преступления против чести и достоинства личности // Курс уголовного права. Том 3: Особенная часть / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова. М., 2002. Гл. 5. § 4.
Оскорбление, как и клевета, не имеет предмета преступления, является формально-материальным составом. Состав считается оконченным с того момента, когда потерпевший сочтет себя оскорбленным и суд установит наличие оскорбления.
С объективной стороны оскорбление может быть осуществлено только действием (например, пощечина, плевок, забрасывание нечистотами, словесное или письменное оскорбление), но не бездействием.
Уголовно наказуемое оскорбление должно осуществляться в "неприличной форме" (ч. 1 ст. 130 УК РФ), суть которой законом не определена. Включение в закон такой формулировки связано с поиском законодателем оптимальных границ рассматриваемого состава с тем, чтобы не допустить избыточной криминализации видов оскорбительных действий, широко распространенных, но малозначительных по содержанию и последствиям. Под уголовно-правовой запрет должны ставиться особо унизительные оценки потерпевшего, наиболее упрекающие действия оскорбителя, грубо нарушающие элементарные правила приличия.
Собственно понятие "неприличная форма" оскорбления имеет различные варианты своего проявления, не обязательно связанные с нецензурными выражениями. Однако нет оснований отрицать, что оскорбление возможно и в цивилизованной, цензурной форме.
Наиболее распространенным является определение "неприличной формы" оскорбления, данное в общем виде, например обращение с оскорбляемым в форме, противоречащей правилам общежития и морали <*>. В учебной литературе понятие "неприличная форма" совершения анализируемого преступления определяется как откровенно циничная, резко противоречащая принятой в обществе манера обращения между людьми <**>. В качестве синонимов понятию "цинизм" приводятся понятия "непристойность" или "неприличность".
--------------------------------
<*> См.: Курс советского уголовного права. М., 1971. Т. 5. С. 192.
<**> См.: Советское уголовное право: Особенная часть. М., 1988. С. 194.
Пленум Верховного Суда РСФСР в Постановлении от 25 сентября 1979 г. N 4 (в редакции Постановления от 21 декабря 1993 г. N 11) указал, что оскорбление представляет собой выраженную в неприличной форме отрицательную оценку личности потерпевшего, имеющую обобщенный характер и унижающую его честь и достоинство <*>.
--------------------------------
<*> См.: Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М., 1995. С. 453.
Определение оскорбления как действия, совершенного в "неприличной форме", имело место и в ч. 1 ст. 131 УК РСФСР 1960 г. В законодательстве зарубежных стран (кроме государств бывшего СССР) понятие "неприличная форма" действий при оскорблении не употребляется, и это не сказывается отрицательно на уголовно-правовой борьбе с такими преступлениями <*>.
--------------------------------
<*> См.: Ткачевский Ю.М. Указ. соч.
Наличие оскорбления устанавливается на основе его субъективного восприятия потерпевшим. Окончательное решение этого вопроса относится к компетенции суда, определяющего наличие объективного факта оскорбления.
Не исключена преувеличенная, болезненная обидчивость лица за оскорбление. Оскорбленным может посчитать себя лицо, подвергнутое критике, допустим, по поводу написанного им стихотворения, статьи и т.п. Одни и те же действия различными лицами могут рассматриваться как оскорбление или не считаться таковыми.
Констатация отрицательных свойств личности, оценка ее деловых качеств, неоскорбительная по форме, не может признаваться оскорблением. Факт оскорбления человека должен устанавливаться на основе всех обстоятельств дела, исходя из доминирующих в обществе предписаний морали и учета основы оскорбления - умаления достоинства личности. А таковое может быть осуществлено и в цивилизованной форме. Так, суды не усматривают наличия оскорбления в действиях лица, называвшего потерпевшего "тугодумом", "подхалимом" и т.п. <*>.
--------------------------------
<*> См.: Постановления и определения по уголовным делам Верховного Суда РСФСР. 1981 - 1988 гг. М., 1989. С. 12 и др.
Форма оскорбления, несомненно, значима, но важнее содержательная основа, т.е. направленность оскорбления: явно неуважительное отношение к личности или к ее деятельности, поведению. К. Маркс справедливо утверждал, что "если я скажу: "вы - вор, у вас воровские наклонности", то я оскорбляю вас" <*>. Форма обращения прилична, а содержание оскорбительное, объективно умаляющее достоинство личности.
--------------------------------
<*> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. С. 241.
Возможно так называемое посредственное оскорбление, когда оскорбительные выражения сообщаются одному лицу, а адресуются другому.
Не исключена возможность заочного оскорбления (общеуголовного и воинского), когда оскорбительные выражения доводятся до сведения постороннего с уверенностью, что они будут доведены до сведения лица, которое предполагается оскорбить.
Оскорбление может быть совершено и активными действиями в виде телодвижений: нанесением пощечины, забрасыванием яйцами, помидорами, грязью, обливанием краской, помоями, оплевыванием, непристойными жестами и т.п. Вместе с тем нет оснований говорить об оскорблении лица путем покручивания пальцем у своего виска, похлопывания себя по лбу, путем разведения руками и т.д. Представляется сомнительным вывод о том, что демонстрация кукиша является уголовно наказуемым оскорблением <*>. В подобных телодвижениях и жестах есть неуважительное отношение к личности, но оно не достигает той необходимой общественной опасности, которая свойственна преступлению.
--------------------------------
<*> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 1998. С. 287.




Вернутся в раздел Комментарии к законам