2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет:
средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
добровольных взносов организаций и физических лиц.
3. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно - правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.
4. В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
5. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Комментарий к статье 19
1. Часть 1 ст. 226 ТК РФ о финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда, соответствующая по содержанию п. 1 комментируемой статьи, не ограничивает финансирование указанных мероприятий из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников только рамками соответствующих целевых программ и предусматривает, что финансирование мероприятий по улучшению условий труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами и актами органов местного самоуправления.
2. Вопросы финансирования охраны труда на уровне субъектов Российской Федерации решаются региональным законодательством.
Так, ст. 19 Закона Красноярского края от 24 июня 1999 г. "Об охране труда в Красноярском крае" предусматривает, что финансирование охраны труда в крае осуществляется из средств работодателя, краевого бюджета и внебюджетных источников.
Работодатели ежегодно выделяют средства, необходимые для обеспечения условий и охраны труда, в соответствии с нормативными требованиями и условиями коллективного договора.
Бюджетные ассигнования на охрану труда используются для выполнения краевых целевых программ по охране труда, финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, содержания органов управления охраной труда.
3. Средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде, зачисляемые в соответствии с комментируемой статьей на текущий счет государственной инспекции труда, согласно п. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ и п. 5 ст. 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в настоящее время в полном объеме подлежат зачислению в бюджет.
4. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) производится в размерах, определяемых коллективными договорами и соглашениями, но не может быть менее 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7% эксплуатационных расходов.
Законодательством субъектов Российской Федерации данное правило может уточняться. Например, согласно ст. 15 Закона города Москвы от 14 марта 2001 г. "Об охране труда в г. Москве" финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях осуществляется за счет средств организаций в расчете на одного работника в размерах, устанавливаемых Московским трехсторонним соглашением, отраслевыми городскими соглашениями и коллективными договорами, но не ниже предусмотренных федеральным законодательством. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в бюджетных организациях осуществляется за счет средств, выделяемых на их содержание.
Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год" Фонду социального страхования Российской Федерации разрешено в 2004 г. направлять до 20% сумм страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисленных названному Фонду страхователями за 2003 г., за вычетом расходов Фонда на выплату обеспечения по страхованию по страховым случаям, произошедшим у страхователя, на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников этих страхователей, включая финансирование периодических медицинских осмотров и санаторно-курортного оздоровления работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами. Порядок и условия осуществления такого финансирования определяются Правительством Российской Федерации (Российская газета. 2003. 17 декабря).
5. При создании фондов охраны труда необходимо руководствоваться ст. 118 ГК РФ и ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" с последующими дополнениями (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145; Там же. 1998. N 48. Ст. 5849).
Из содержания указанных статей следует, что фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном порядке. Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету, а также печать с полным наименованием, открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории и т.д. (ст. 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
6. Согласно п. 1 ст. 252 и подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации работодателю (налогоплательщику) предоставлено право уменьшать полученные доходы на сумму расходов по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходов на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходов, связанных с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, непосредственно находящихся на территории организации (СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3413).
7. В соответствии с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002 - 2004 гг. (Российская газета. 2002. 19 января) стороны приняли на себя обязанность предусмотреть:
финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовой формы собственности;
выделение необходимых финансовых средств бюджетным организациям федерального подчинения на приобретение для работников спецодежды, спецобуви, других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, а также для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов. Средства на эти цели в соответствии с разделом V Плана мероприятий Правительства РФ по реализации указанного Генерального соглашения должны предусматриваться в составе расходов подведомственных федеральным органам исполнительной власти бюджетных учреждений (План мероприятий утвержден Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. // СЗ РФ. 2002. N 50. Ст. 4953).
8. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 19. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. 1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Вернутся в раздел Комментарии к законам