В.Т. КАБЫШЕВ, Е.В. КОЛЕСНИКОВ,
В.В. МАМОНОВ, Т.М. ПРЯХИНА
В.Т. Кабышев, профессор, доктор юридических наук, заслуженный деятель науки РФ.
Е.В. Колесников, профессор, доктор юридических наук.
В.В. Мамонов, доцент, кандидат юридических наук.
Т.М. Пряхина, доцент, доктор юридических наук.
В истории конституционной мысли центральное место занимает теория конституции. Рецензируемая монография <*> - первое в отечественной науке концептуальное, обобщенное исследование современной конституции. Ее авторами являются известные государствоведы-конституционалисты профессора Т.Я. Хабриева и В.Е. Чиркин, труды которых по теории государства и права, конституционному праву России и зарубежных стран широко известны научной общественности и по сути стали классикой.
--------------------------------
<*> Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М.: Норма, 2005. 320 с.
В монографии предлагается концепция современной конституции, конституционные формулировки для регулирования некоторых общественных отношений современной эпохи в условиях постиндустриального, социализированного, коллективизированного и демократического общества. Книгу отличает продуманная структура, большая информационная насыщенность, привлечение широкого круга конституционных, законодательных и литературных источников. Рецензируемая монография содержит десять глав, в которых дается как методологический анализ общих положений теории конституции (понятие, сущность, объект конституционного регулирования, способы подготовки, принятия, изменения конституции, форма, структура и методы конституционного регулирования), так и конкретный анализ содержания современной конституции.
Авторы предлагают принципиально новый подход к периодизации основных этапов мирового конституционного развития, ставя во главу угла конституционную модель как явление сущностного характера (с. 16). По их мнению, конституционной модели присущи следующие основные черты: во-первых, она возникает на переломном этапе исторического развития, является ответом на назревшие главные, коренные потребности общества. Конституционная модель отражает определенное мировоззрение и уровень правового сознания в обществе, особенности социального и политико-правового развития страны; во-вторых, это определенный образец, единая схема регулирования определяющих общественных отношений; в-третьих, это юридическая проекция общественного развития, ориентир на будущее; в-четвертых, она является фактором стабилизации общества (с. 17 - 18).
Соответственно выделяется четыре разных по социальной сущности типа конституций, действующих в мире: полуфеодально-теократические, конституции капиталистического типа, конституции социалистического типа и постсоциалистические конституции (с. 49).
Применительно к авторской концепции говорится о таких моделях конституции, как: инструментальная либерально-капиталистическая асоциальная модель ограниченно демократического характера; инструментальная с социальными элементами либерального капитализма, в основном демократического характера; политически недемократическая модель тоталитарного социализма; социально-инструментальная демократическая модель современной конституции (с. 18 - 30).
Интересна мысль авторов о том, что в настоящее время в передовых странах современного капитализма в основных чертах складывается модель социально-инструментальной демократической конституции нового общества - социального капитализма (с. 31). Тезис о социальном капитализме восполняет существующий вакуум в осмыслении характера и направлений общественного развития, устраняет размытость и неопределенность целей модернизации государств.
Современная конституция должна не просто соответствовать новому общественному строю, но должна стать эффективным инструментом воплощения в практику государственного строительства идей социальной справедливости, гуманизма, благополучия и процветания не только отдельной личности, но и народов.
При анализе сущности конституции авторы исходят из двух выступающих в единстве аспектов - юридического и социального. При этом дается подробный анализ различных точек зрения в историческом контексте о социальной сущности конституции. Вместе с тем отмечается, что по своей природе современная конституция - результат соглашения, компромисса различных социально-политических сил в обществе, концентрированное выражение установленных в обществе базовых взаимосвязей, а также концентрированное выражение принятых обществом, народом общечеловеческих ценностей при приоритете интересов доминирующей социальной общности (с. 46 - 49).
В главе 5 рассматриваются актуальные вопросы закрепления в конституциях норм международного права, провозглашающих права и свободы человека. Особое внимание уделяется проблемам равноправия, личных, политических, экономических, социальных, культурных прав (и обязанностей) индивида и их гарантиям. Проанализировано конституционное регулирование деятельности коллективов, прежде всего политических партий. Выделены признанные стандарты правового статуса личности (с. 133 - 135). На основе обобщения иностранного конституционного законодательства определяются пять подходов к проблеме правового статуса личности (с. 137 - 141).
Следует согласиться с целым рядом выдвинутых идей и предложений. Например, о целесообразности закрепления в конституциях специальных положений о принципах отношений народа и государства с международным сообществом (с. 131), о необходимости уделять особое внимание формулировке срока действий статей заключительных и переходных положений конституций (с. 153), об определении исчерпывающего перечня целей ограничения политических прав (с. 162). Справедливо мнение о внесении в конституционный документ положений об обязанности государства поддерживать связи с зарубежной диаспорой в соответствии с законами страны пребывания диаспоры (с. 133).
При анализе "естественных" прав человека отмечается, что личные права не имеют абсолютного характера, однако отрицать значение концепции естественных прав нельзя (с. 141 - 146). Следует поддержать тезис о том, что конституции должны содержать нормы, запрещающие любую дискриминацию прав человека и гражданина (с. 147).
Заслуживает внимания идея авторов о необходимости пересмотра сложившихся на протяжении десятилетий представлений о приоритете интересов человека, общества, коллектива, оказании воздействия на государства недемократическими политическими режимами. Прежде всего речь идет о соблюдении прав человека и обеспечении безопасности окружающих. Это комплексная проблема, требующая для своего решения усилий представителей многих отраслей права. Конституционалистами на сегодняшний день здесь не выработано единых подходов. В монографии рассматриваются отдельные аспекты данного вопроса, даются аргументированные заключения (с. 135).
По мере дальнейшего усиления процессов глобализации, которая все в большей степени затрагивает не только экономики стран, но и культурное пространство, сферы гуманитарных отношений, возрастает и роль международного права. Однако абсолютизировать роль международного права в обеспечении прав человека и укреплении мира не представляется возможным. Неоднозначно можно отнестись к суждению авторов включить в конституцию норму о связи основных прав и обязанностей индивида с общечеловеческими ценностями и общепризнанными правами и обязанностями человека и гражданина (с. 136).
Глава 8 посвящена конституционному статусу государства. Определяя его природу, авторы называют его государством социального капитализма, качественные черты которого заключаются в следующем: 1) это реальное социальное государство; 2) является социально-политическим арбитром в обществе, регулируя отношения труда и капитала, различных социальных слоев; 3) так называемое регуляционное государство, в тех или иных масштабах регулирующее политические, социальные, экономические отношения; 4) технократическое и технологическое государство (с. 226).
Правильно подчеркивается организационное единство государственной власти: органы государства, осуществляя власть, реализуют собственные полномочия, но при этом все государственные институты (органы) взаимосвязаны и составляют целостный механизм (с. 233).
Обоснованно выделены признаки ветвей государственной власти, раскрываются их функции, структуризация, организационно-юридическая обособленность, специфические формы, методы и процедуры деятельности (с. 234 - 235).
Заслуживает поддержки обоснование самостоятельных ветвей государственной власти - законодательной, президентской (в президентских и смешанных республиках), исполнительной и контрольной (с. 240).
По веским суждениям авторов, для авторитарного и тоталитарного государства характерна монократическая (единовластная) государственная форма. Демократическому государству соответствует поликратическая (многовластная) государственная структура и организация.
Надо согласиться с определением формы государства как единства взаимосвязей структурной и территориальной организации государственной власти, методов ее осуществления и способов прямых и обратных связей ее с населением (с. 249).
В главе 9 рассмотрены вопросы конституционного регулирования местного управления и самоуправления. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, оторванность местного самоуправления от государственной власти (а тем более их искусственная изолированность) приводит к негативным последствиям. На региональном уровне должны быть органы, представляющие население (с. 294). Кроме того, отечественному законодателю целесообразно в том или ином виде учитывать некоторые базовые начала, применяемые за рубежом.
В главе 10 подробно проанализированы критерии и специфика конституционного контроля и конституционного надзора.
Авторам удалось обозначить новые моменты, реализация которых позволит существенно усовершенствовать качество конституции. Так, справедливо отмечается, что наряду с положениями о конституционном контроле в этот основополагающий документ могли бы быть включены положения о конституционном надзоре, имеющем, по их мнению, двоякий характер. С одной стороны, есть специальные органы, осуществляющие конституционный надзор. С другой - это обязанность всех органов государства, должностных лиц следить за тем, чтобы их акты и действия, а также акты и действия подчиненных органов и лиц соответствовали основополагающему акту (с. 299 - 300).
Вместе с тем в работе имеются отдельные недостатки и дискуссионные положения. Отметим некоторые из них. Во-первых, авторы скептически относятся к термину "гражданское общество". Этот термин, по их мнению, неясен, неудачен, и лишь единичные конституции используют его (с. 19, 21, 314 и др.). Основной довод авторов: в реальной жизни не существует какого-то особого общества, отделенного от государства (с. 21). А на деле идея гражданского общества, демократическая сама по себе, гуманистическая по своему духу, прогрессивная для своего времени и сохраняющая это значение сейчас, является абстрактной философской конструкцией, с которой праву оперировать затруднительно (с. 188 - 189). Нельзя отрицать ту очевидную истину, что общество и государство - разные явления, хотя и не существующие отдельно друг от друга. В современных конституциях находят свое закрепление многие институты гражданского общества (партии, различные конфессии, семья и т.д.). Главная же задача современной конституции, как отмечают сами авторы, состоит в избежании излишнего государственного регулирования общественных отношений, в поиске оптимального варианта, обеспечивающего нормативность всех ее положений.
В ряде мест монографии авторы противоречат самим себе, когда пишут, что "современные конституции в какой-то мере признают возможность регулирующей роли государства во всех сферах жизни общества, если отношения в них имеют или могут иметь общественное значение" (с. 314).
Во-вторых, по нашему мнению, главу 2 точнее было бы назвать не "Объект...", а "Предмет конституционного регулирования". Ведь на большинстве страниц данной главы (с. 69 - 74) речь идет собственно о предмете конституционного регулирования. И, наконец, все рассуждения авторов о статике и динамике общественных отношений (с. 74), выступающих предметом конституционного регулирования, к сожалению, не делают существенного прорыва в познании предмета (а не объекта) конституционного регулирования.
Вряд ли какое-либо практическое значение может иметь конституционное положение о праве народа и отдельных граждан на сопротивление угнетению (с. 157). В недемократических странах наличие такой нормы будет выглядеть как фикция, декорация существующего авторитарного режима. В реальности это ничего не изменит.
Реализация уточнения положений о праве народов на самоопределение с учетом международного опыта скорее приведет к негативным последствиям, чем будет иметь положительный эффект (с. 160). Во-первых, зарубежная практика в данном вопросе неоднозначна. Во-вторых, любое изменение конституционного регулирования права на самоопределение станет неизбежно провоцировать сепаратистские силы, существующие или зреющие во многих регионах мира.
В целом монография Т.Я. Хабриевой и В.Е. Чиркина является оригинальным исследованием актуальных вопросов конституционной теории и политической науки. Она содержит обогащенный анализ современных конституций и будет полезна не только научным работникам и преподавателям вузов, но и всем, кто интересуется теорией и историей государства, судьбами государственности и законодательства в России и за рубежом.
Журнал российского права, 2005, N 7
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ДОСТОЙНЫЙ ВКЛАД В ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРИИ КОНСТИТУЦИИ
Вернутся в раздел Комментарии к законам