Комментарии к законам

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ФОРМ ОТЧЕТНОСТИ В ЦЕЛЯХ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ



КОНТРОЛЯ ЗА КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ
Э.Х. МАХМУТОВА
Махмутова Э.Х., кандидат юридических наук, главный инспектор Счетной палаты РФ, старший преподаватель кафедры "Финансовое право" Финансовой академии при Правительстве РФ.
Банковская сфера относится к числу наиболее регулируемых, а также подлежащих контролю со стороны органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного финансового контроля, поскольку банковская система является связующим звеном рыночных отношений, она оказывает большое воздействие как на экономические процессы в стране, так и на жизнедеятельность общества в целом. Унификация стандартов контрольной деятельности на мировом уровне вызвала необходимость выстроить систему процедур и правил национального финансового контроля, в том числе и в банковской сфере деятельности. Контроль в банковской сфере подчиняется общим требованиям и процедурам финансового контроля, базирующимся на международном опыте стандартизации контрольно-ревизионной деятельности. При организации и проведении контрольных мероприятий в кредитных организациях органы финансового контроля используют в своей деятельности основные начала и базовые принципы, присущие всей системе финансового контроля, нашедшие отражение, к примеру, в Рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору <*>.
--------------------------------
<*> См.: Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору "Внутренний аудит в банках и взаимоотношения надзорных органов и аудиторов" (Базель, август 2001 г.).
Основным объектом, подлежащим финансовому контролю в банковской сфере, являются коммерческие банки.
Надзорные полномочия Банка России.
Полномочия Центрального банка Российской Федерации в сфере государственного финансового контроля находят свое выражение в осуществлении Банком России функций банковского надзора <*>. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных им обязательных нормативов. Главными целями банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов, а также "сокращение риска их потерь" <**>. Надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.
--------------------------------
<*> См.: п. 9 ст. 4, главу X Федерального закона N 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
<**> Банковский контроль и аудит / Сибирский институт финансов и банковского дела. Под общ. ред. Н.В. Фадейкиной. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 57.
Кроме того, Центральный банк Российской Федерации осуществляет контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами <*>.
--------------------------------
<*> Статья 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.
Для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям. Порядок осуществления анализа деятельности кредитных организаций со стороны Центрального банка Российской Федерации определяется соответствующими нормативными актами Банка России. Так, согласно Инструкции ЦБ РФ от 25 августа 2003 г. N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации" комплексные проверки кредитных организаций и их филиалов должны предусматривать проверку достоверности отчетов, представляемых Банку России; соответствия выполняемых операций банковскому законодательству и нормативным актам Банка России, соблюдения кредитной организацией банковских нормативов.
Контроль за кредитными организациями основан на анализе финансовой отчетности. К документам основной финансовой отчетности относятся:
- баланс кредитной организации,
- отчет о прибылях и убытках,
- иные формы финансовой отчетности.
В целях реализации закрепленных законодательством надзорных функций Центральный банк Российской Федерации устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности <*>. Общие правила (стандарты) составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности кредитными организациями в Банк России введены указанием ЦБ РФ от 16 января 2004 г. N 1375-У "О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации". В соответствии с этим ведомственным актом кредитные организации представляют в Банк России отчетность в виде установленных Банком России отчетных документов (форм отчетности), которые подписываются лицами, ответственными за представление сведений (если документ составлен на бумажном носителе), или содержат код аутентификации электронного сообщения (если документ составлен в электронном виде), используемый для контроля целостности и подтверждения подлинности электронного сообщения. Конкретные средства аутентификации, обеспечивающие создание и проверку кодов аутентификации электронных сообщений, и правила их использования определяются Банком России и кредитной организацией.
--------------------------------
<*> Статья 57 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
Кредитные организации обязаны составлять и представлять в Банк России отчетность в соответствии с Перечнем форм отчетности и другой информации кредитных организаций, установленным указанием Банка России от 16 января 2004 г. N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации", а также давать разъяснения по полученной от них информации. Названное указание содержит полный перечень форм отчетности и другой информации кредитной организации, предоставляемый в Центральный банк Российской Федерации в целях контроля. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, кредитным организациям может быть установлена индивидуальная периодичность составления и представления отчетности. При составлении и представлении отчетности кредитной организацией должны быть обеспечены полнота заполнения, достоверность и своевременность ее представления.
Порядок составления кредитными организациями консолидированной отчетности, представления ее в Банк России, а также использования данных консолидированной отчетности при осуществлении банковского надзора осуществляется на основании Положения ЦБР от 30 июля 2002 г. N 191-П "О консолидированной отчетности". Согласно Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу крупнейшие хозяйствующие субъекты (в том числе банковского сектора) подготавливают консолидированную финансовую отчетность по МСФО или по иным признаваемым международным стандартам <*>. Под консолидированной отчетностью понимается отчетность о состоянии требований и обязательств, собственных средств (чистых активов), финансовых результатов, а также расчет рисков на консолидированной основе. Консолидированная отчетность составляется в целях установления характера влияния на финансовое состояние кредитных организаций, их вложений в капиталы других юридических лиц, операций и сделок с этими юридическими лицами, возможностей управлять их деятельностью, а также в целях определения совокупной величины рисков и собственных средств (чистых активов) банковской или консолидированной группы. Консолидированная отчетность составляется и представляется головными кредитными организациями банковских (консолидированных) групп.
--------------------------------
<*> Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена Приказом Минфина РФ от 1 июля 2004 г. N 180).
Указание ЦБР от 17 декабря 2004 г. N 1530-У "О порядке составления кредитными организациями годового бухгалтерского отчета" установило состав и сроки годового отчета кредитной организации, который предоставляется в Банк России также для осуществления надзорных функций в банковской сфере.
В соответствии с этим стандартом годовой бухгалтерский отчет составляется за период, начинающийся с 1 января отчетного года и заканчивающийся 31 декабря отчетного года (включительно), по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным. Годовой бухгалтерский отчет составляется в валюте Российской Федерации - в рублях. В годовом бухгалтерском отчете все активы и обязательства в иностранной валюте отражаются в рублях по официальному курсу соответствующей иностранной валюты по отношению к рублю, установленному Банком России на отчетную дату.
Порядок и срок составления годового бухгалтерского отчета утверждаются в учетной политике кредитной организации, исходя из установленного в соответствии с учредительными документами порядка представления годового отчета на утверждение общего собрания акционеров (участников) и с учетом сроков проведения аудиторской проверки.
В состав годового бухгалтерского отчета кредитной организации включаются:
1. Годовой бухгалтерский баланс на 1 января нового года по форме оборотной ведомости за отчетный год. Годовой бухгалтерский баланс является основой для составления всех форм годовой отчетности за отчетную дату. Расхождения между соответствующими показателями годового бухгалтерского баланса и других форм годовой отчетности не допускаются.
2. Отчет о прибылях и убытках с учетом событий после отчетной даты.
3. Сводная ведомость оборотов по отражению событий после отчетной даты.
4. Аудиторское заключение по годовому бухгалтерскому отчету.
5. Пояснительная записка.
Ответственность за своевременное составление полного и достоверного годового бухгалтерского отчета возлагается на руководителя и главного бухгалтера в порядке, определяемом Федеральным законом "О бухгалтерском учете". Годовой бухгалтерский отчет представляется кредитными организациями в территориальные учреждения Банка России по местонахождению.
Для осуществления своих надзорных функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Банк России вправе устанавливать для участников банковской группы порядок предоставления информации об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности.
Для осуществления контроля за соблюдением обязательных экономических нормативов деятельности кредитных организаций Банк России наряду с указанием Банка России от 16 января 2004 г. N 1375-У "О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации"; указанием Банка России от 16 января 2004 г. N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" издал Положение Банка России от 5 декабря 2002 г. N 205-П "О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации".
В соответствии со Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации, принятой Правительством РФ и Банком России, важнейшей предпосылкой повышения эффективности регулирования и банковского надзора (как части финансового контроля) является переход на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности <*>.
--------------------------------
<*> Заявление Правительства РФ и ЦБ РФ от 30 декабря 2001 г. "О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации" // Текст Заявления опубликован в "Вестнике Банка России" от 18 января 2002 г. N 5.
МСФО были приняты в качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета, направленного на обеспечение формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям <*>. МСФО вводятся на территории Российской Федерации в целях ликвидации различий, вызванных разными экономическими и юридическими условиями при установлении национальных стандартов бухгалтерского учета, сближения принципов бухгалтерских стандартов и процедур, связанных с подготовкой и представлением финансовой отчетности, обеспечения заинтересованных пользователей информацией, необходимой в процессе принятия экономических решений <**>. Переход всех кредитных организаций на подготовку финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности в РФ осуществляется с 1 января 2004 г.
--------------------------------
<*> Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена Приказом Минфина РФ от 1 июля 2004 г. N 180).
<**> Официальное сообщение ЦБ РФ от 2 июня 2003 г. "О переходе банковского сектора Российской Федерации на международные стандарты финансовой отчетности".
МСФО представляет собой систему стандартов финансовой отчетности, которая способствует обеспечению достоверной информацией как органы управления организацией, так и внешних пользователей - инвесторов, собственников, учредителей, а также государство в лице контрольных органов.
Применение МСФО обеспечивает "отражение результатов деятельности в более простой и реалистичной форме, возможность сравнения финансового положения компании с финансовым положением иностранных компаний" <*>. Переход российской системы финансовой отчетности на МСФО способствует транспарентности финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, сопоставимости финансовой информации о них для заинтересованных пользователей. Составленная в соответствии с МСФО финансовая отчетность кредитных организаций позволяет унифицировать способы финансового контроля, в том числе за государственными финансами в банковской системе, поскольку, как известно, финансовые отчеты являются одним из инструментов осуществления контроля.
--------------------------------
<*> Гвелесиани Т.В. МСФО: применение в кредитных организациях. Издательская группа "БДЦ-пресс", 2004. С. 12.
Для этого планируется:
- обеспечить подготовку финансовой отчетности кредитных организаций в соответствии с МСФО на базе отчетности, составленной по российским правилам ведения бухгалтерского учета, применения профессиональных суждений и внесения необходимых корректировок, то есть путем метода трансформации (далее - метод трансформации);
- использовать при надзоре за деятельностью кредитных организаций финансовую отчетность по МСФО;
- осуществлять мероприятия по внедрению принципов бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами в банковском секторе одновременно с их внедрением в реальном секторе экономики.
Финансовая отчетность по МСФО должна составляться на основе российской бухгалтерской отчетности с применением метода трансформации, то есть перегруппировки статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, внесения необходимых корректировок и применения профессиональных суждений. Переход к методу трансформации определен в следующих документах Центрального банка Российской Федерации:
Положение ЦБР от 9 июля 2003 г. N 232-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери";
указание ЦБР от 25 декабря 2003 г. N 1363-У "О составлении и представлении финансовой отчетности кредитными организациями";
указание оперативного характера ЦБ РФ от 25 декабря 2003 г. N 181-Т "О Методических рекомендациях "О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности".
Финансовая отчетность в соответствии с МСФО включает:
- баланс на отчетную дату;
- отчет о прибылях и убытках за отчетный период;
- отчет о движении денежных средств за отчетный период;
- отчет об изменениях собственных средств (капитала) за отчетный период;
- примечания к финансовой отчетности, в том числе принципы учетной политики по составлению финансовой отчетности.
Орган управления кредитной организации, в компетенцию которого входит утверждение учетной политики, утверждает учетную политику по составлению финансовой отчетности в соответствии с МСФО, а также структуру и содержание форм указанной финансовой отчетности.
Для составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО кредитной организацией утверждается регламент составления финансовой отчетности, содержащий порядок подготовки, утверждения финансовой отчетности в соответствии с МСФО, включая ведомости перегруппировки и корректировок статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, задокументированные профессиональные суждения (профессиональные мнения ответственных лиц кредитной организации, сформированные на базе объективной интерпретации имеющейся информации о конкретных операциях и сделках кредитной организации в соответствии с требованиями МСФО), а также порядок хранения указанной документации в течение сроков, установленных для российской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России.
Регламент предусматривает:
- ответственных лиц кредитной организации, которым руководитель кредитной организации предоставляет право формировать профессиональные суждения по каждому из направлений деятельности кредитной организации и осуществлять основанные на этих профессиональных суждениях корректировки к российской бухгалтерской отчетности;
- должностных лиц из числа руководителей кредитной организации, которые обязаны проводить проверку объективности сформированных профессиональных суждений и выполненных на основе этих суждений корректировок к российской бухгалтерской отчетности;
- подразделение кредитной организации, ответственное за обобщение всех корректировок к российской бухгалтерской отчетности, полученных от соответствующих подразделений кредитной организации, а также должностных лиц кредитной организации, осуществляющих проверку правильности обобщения всех корректировок к российской бухгалтерской отчетности для целей подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО;
- порядок оформления, визирования, утверждения, подписания, хранения документации, включая ведомости перегруппировки, профессиональных суждений и основанных на этих профессиональных суждениях корректировок к российской бухгалтерской отчетности, а также других корректировок, включенных в финансовую отчетность кредитной организации в соответствии с МСФО;
- подписание финансовой отчетности кредитных организаций руководителем и главным бухгалтером, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России, несут ответственность за достоверность финансовой отчетности.
В соответствии с МСФО финансовая отчетность считается составленной, если использованы все стандарты, действующие на начало отчетного периода, за который составляется финансовая отчетность.
Примерные формы, входящие в состав финансовой отчетности в соответствии с МСФО, приводятся в Иллюстративной консолидированной финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, изложенной в Методических рекомендациях. При этом они могут быть изменены кредитной организацией для обеспечения наилучшего отражения в финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, структуры и специфики операций кредитной организации, объема совершаемых операций, например, путем:
- введения дополнительных статей финансовой отчетности по операциям, размер и характер которых, исходя из принципа существенности, таков, что их отдельное представление в финансовой отчетности повысит прозрачность и качество информации, представленной в данной финансовой отчетности, а также будет способствовать адекватному восприятию финансовой отчетности пользователями;
- исключения либо объединения отдельных статей финансовой отчетности кредитной организации вследствие отсутствия либо несущественности объемов отдельных операций для обеспечения адекватного восприятия финансовой отчетности пользователями.
В примечания к финансовой отчетности включается существенная, полная и наиболее полезная информация для пользователей финансовой отчетности кредитной организации.
В частности:
- описание характера операций и основной деятельности кредитной организации, справочная информация о кредитной организации, включая количество работающих по состоянию на конец отчетного периода или среднее количество работающих за отчетный период. В случае если кредитная организация является дочерней или зависимой по отношению к другой компании, то в примечаниях указывается наименование и местонахождение материнской (головной) организации и т.д.;
- вспомогательная (дополнительная) информация, которая не представлена в самой финансовой отчетности, но необходима для восприятия финансовой отчетности пользователями (например, характеристика экономической ситуации в стране (странах) или регионе (регионах) в которых осуществляет свою деятельность кредитная организация;
- констатация соответствия составленной финансовой отчетности требованиям МСФО, информация об основах подготовки финансовой отчетности, в том числе конкретная основа для подготовки финансовой отчетности (например, представленная финансовая отчетность является неконсолидированной или консолидированной);
- принципы учетной политики, принятые кредитной организацией для целей подготовки финансовой отчетности и основанные на утвержденной учетной политике по подготовке и составлению финансовой отчетности по МСФО;
- дополнительная аналитическая информация по всем существенным статьям баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и отчета об изменении собственных средств (капитала) в соответствии с требованиями МСФО;
- характеристика деятельности кредитной организации по сегментам в соответствии с требованиями МСФО 14 "Сегментная отчетность";
- описание деятельности кредитной организации по управлению финансовыми рисками, в том числе кредитным, рыночным, страновым, валютным, ликвидности, процентной ставки;
- описание условных обязательств кредитной организации и операций с производными финансовыми инструментами. В данном примечании раскрывается информация: о текущих и возможных судебных разбирательствах; обязательствах налогового, кредитного характера, а также связанных с финансированием капитальных вложений и операционной арендой; операциях с производными финансовыми инструментами; операциях с активами, находящимися на ответственном хранении, в залоге и т.д.;
- информация о справедливой стоимости финансовых инструментов, определяемая в соответствии с требованиями МСФО 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка";
- информация об операциях со связанными сторонами в соответствии с требованиями МСФО 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах";
- информация о существенных событиях, произошедших после отчетной даты, но до даты подписания финансовой отчетности руководством кредитной организации и заключения аудиторской организации;
- другая существенная информация о деятельности кредитной организации в отчетном периоде.
Как уже отмечалось, при подготовке финансовой отчетности кредитными организациями применяется метод трансформации в соответствии с учетной политикой, принятой для целей подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Метод трансформации состоит из следующих этапов.
Первый этап представляет собой перегруппировку статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, исходя из экономической сущности активов, обязательств, собственных средств, доходов и расходов кредитной организации для приведения их в соответствие с требованиями МСФО.
Второй этап состоит в определении перечня необходимых корректировок статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для приведения их в соответствие с требованиями МСФО, в том числе на основе профессиональных суждений руководства кредитной организации в целях:
- корректировки временных (отчетных) периодов, в которые были совершены операции либо образовались рассматриваемые активы, обязательства, источники собственных средств, доходы и расходы;
- оценки активов, обязательств, собственных средств, доходов и расходов кредитной организации в соответствии с МСФО.
Примерный перечень возможных корректировок кредитной организации для подготовки баланса и отчета о прибылях и убытках методом трансформации приводится в качестве приложения к Методическим рекомендациям.
Третий этап метода трансформации включает процедуру расчета сумм необходимых корректировок статей баланса и отчета о прибылях и убытках для приведения их в соответствие с требованиями МСФО.
В случае если кредитная организация контролирует деятельность других юридических лиц и (или) владеет акциями (долями в уставном капитале) данных юридических лиц, то рекомендуется установить, являются ли данные юридические лица дочерними или зависимыми (ассоциированными) компаниями для данной кредитной организации (в соответствии с требованиями МСФО 27 "Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании", 28 "Учет инвестиций в ассоциированные компании").
В случае если данные юридические лица являются дочерними или зависимыми (ассоциированными) компаниями для данной кредитной организации в соответствии с положениями вышеназванных стандартов, кредитной организацией подготавливается и представляется неконсолидированная финансовая отчетность в соответствии с МСФО как самостоятельного юридического лица, а также консолидированная финансовая отчетность в соответствии с МСФО группы, в которой кредитная организация является материнской.
Кредитные организации до особых указаний Банка России самостоятельно принимают решение о целесообразности и способе публикации финансовой отчетности в соответствии с МСФО, подтвержденной аудиторской организацией.
Банк России рекомендует кредитным организациям публиковать финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО, подтвержденную аудиторской организацией, в отдельных публикациях, средствах массовой информации, в глобальной сети Интернет и т.д.
В ближайшие годы финансовая отчетность кредитных организаций, подготовленная в соответствии с МСФО, будет использоваться:
- Банком России - для осуществления анализа деятельности кредитных организаций при выполнении надзорных функций;
- руководством кредитных организаций - для целей анализа результатов деятельности кредитных организаций.
Процесс перехода на принципы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами требует внесения необходимых изменений в действующее законодательство, которое обеспечит условия для реализации принципов международных стандартов. В то же время для придания юридической значимости финансовой отчетности по МСФО, составляемой путем трансформации, необходимо принятие соответствующего законодательного акта.
Банковский и реальный секторы экономики Российской Федерации должны одновременно проводить мероприятия по внедрению принципов бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. Одновременный переход на ведение бухгалтерского учета в соответствии с принципами международных стандартов обязателен для банковского и реального секторов экономики с целью обеспечения адекватности применяемых принципов ведения бухгалтерского учета и отражения результатов деятельности в финансовой отчетности.
Банк России также планирует организовывать обучение соответствующих категорий специалистов теоретическим основам и практическим навыкам применения МСФО при составлении финансовой отчетности:
- представителей органов банковского надзора, бухгалтерских служб, специалистов других заинтересованных структурных подразделений Банка России;
- специалистов российских кредитных организаций (руководителей, главных бухгалтеров, внутренних аудиторов);
- аудиторов российских кредитных организаций.
Для обеспечения подготовки финансовой отчетности кредитными организациями в соответствии с новыми требованиями Банк России предлагает использовать Методические рекомендации о порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, разработанными Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.
В странах с развитой рыночной экономикой система финансового контроля за деятельностью кредитных организаций включает службы внутреннего контроля кредитных организаций, которые осуществляют финансовый контроль в целях защиты интересов собственников, снижения рисков и извлечения максимальной прибыли. Согласно рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору внутренний контроль в банковских организациях должен дополнятся эффективной службой внутреннего аудита.
Эффективная система внутреннего контроля является критически важным компонентом управления банком и основой для обеспечения безопасности и устойчивости банковских операций. Эффективная система внутреннего контроля призвана обеспечивать реализацию целей и задач банковских учреждений, с тем чтобы банки могли достигать долгосрочных целей в области рентабельности и поддерживать надежную систему финансовой и управленческой отчетности. Помимо этого, такая система будет способствовать соблюдению законов и регулятивных норм, а также политики банка в разных областях деятельности, принятых планов, внутренних правил и процедур и снижать риск непредвиденных убытков или подрыва репутации банка <*>.
--------------------------------
<*> Система внутреннего контроля в банках: основы организации (Базельский комитет по банковскому надзору, Базель, сентябрь 1998 г.).
Служба внутреннего аудита в банке облегчает работу органов банковского надзора. Надежный внутренний контроль, включающий внутреннюю службу и независимый внешний аудит, является частью здорового корпоративного управления, способствует эффективным и тесным рабочим отношениям между менеджментом банка и органами банковского надзора <*>. Система мер внутреннего контроля способствует выполнению целей и задач кредитной организации, обеспечивает соблюдение банком действующего законодательства, разработанных банком внутренних правил и процедур, а также направлена на поддержание достоверной финансовой отчетности.
--------------------------------
<*> См.: Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору "Внутренний аудит в банках и взаимоотношения надзорных органов и аудиторов" (Базель, август 2001 г.).
В общем плане во внутренний аудит входит:
- проверка и оценка адекватности и эффективности системы внутреннего контроля;
- проверка применения и эффективности процедур управления рисками и методологии оценки рисков;
- проверка систем менеджмента и финансовой информации, включая систему электронной информации и электронные банковские услуги;
- проверка точности и достоверности записей бухучета и финансовых отчетов;
- проверка средств сохранения активов;
- проверка системы банка по оценке его капитала в связи с его оценкой риска;
- оценка экономичности и эффективности операций;
- тестирование как транзакций, так и функционирования конкретных процедур внутреннего контроля;
- проверка систем, учрежденных для обеспечения соблюдения правовых и регулятивных требований, кодексов поведения и проведения в жизнь методик и процедур;
- тестирование достоверности и своевременности регулятивной отчетности;
- осуществление специальных расследований.
Государственный внешний контроль за коммерческими банками.
Коммерческие банки подлежат внешнему государственному финансовому контролю не только со стороны Центрального банка Российской Федерации, но и со стороны Счетной палаты Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Счетная палата Российской Федерации осуществляет контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в уполномоченных банках и финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации.
Налоговые органы в отношении коммерческих банков осуществляют контрольные полномочия, схожие с полномочиями, применяемыми в отношении иных налогоплательщиков. Кроме того, кредитные организации подлежат государственному финансовому контролю со стороны Федеральной налоговой службы в части исполнения ими функций налоговых агентов по отдельным видам налогообложения. Налоговыми агентами признаются лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Налоговые агенты обязаны:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов <*>.
--------------------------------
<*> Статья 24 Налогового кодекса Российской Федерации // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
При этом Федеральная налоговая служба вправе:
1) требовать от налогового агента (кредитной организации) документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
2) проводить налоговые проверки;
3) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
4) определять суммы налогов, подлежащие внесению кредитными организациями как налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды);
5) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени <*>.
--------------------------------
<*> Статья 31 Налогового кодекса Российской Федерации // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
Кроме того, Федеральная служба ведет в установленном порядке учет всех налогоплательщиков; устанавливает (утверждает) форму требования об уплате налога; форму представления налоговыми агентами в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период <*>.
--------------------------------
<*> Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961.
Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Служба <*> осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также осуществляет контроль за этими операциями (сделками). Кроме того, Служба взаимодействует с Центральным банком Российской Федерации, который предоставляет информацию и документы, необходимые Федеральной службе для осуществления задач, полномочий и функций в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Помимо Центрального банка РФ Федеральной службе обязаны предоставлять информацию и иные кредитные организации, осуществляющие операции, подлежащие контролю.
--------------------------------
<*> Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3418.
К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относится обязательный контроль. Обязательный контроль - совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемому на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, законодатель относит в том числе кредитные организации. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из видов операций, названных в законе. Сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3000000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3000000 рублей, или превышает ее.
Порядок представления кредитными организациями в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведений установлен Положением Центрального банка Российской Федерации от 20 декабря 2002 г. N 207-П.
Представление кредитной организацией в уполномоченный орган сведений, предусмотренных федеральным законом, осуществляется в форме отчета в виде электронного сообщения через территориальные учреждения Банка России. Отчет в виде электронного сообщения - сообщение, формируемое кредитной организацией, содержащее сведения об операциях, предусмотренных законодательством о легализации, представленное в электронной форме и снабженное зарегистрированным(и) кодом (кодами) аутентификации.
* * *
Стандартизация в области банковского надзора и государственного финансового контроля за деятельностью коммерческих банков и иных финансово-кредитных организаций посредством унификации форм финансовой отчетности направлена на обеспечение прежде всего открытости (прозрачности) финансовой деятельности поднадзорных и подконтрольных объектов. Существенное расширение доступа к финансовой отчетности способствует получению более достоверной информации о финансовой деятельности кредитной организации, в первую очередь для внешнего пользователя, в том числе государства, инвестора, собственника. Открытость финансовой информации в кредитной сфере, разумеется, с учетом должной защиты банковской тайны и конфиденциальной служебной информации, является необходимым условием для стабилизации банковской системы страны, способствует возникновению доверия вкладчиков и иных инвесторов к банковским институтам. Это, в свою очередь, обеспечивает защиту финансово-экономических интересов государства, а также предотвращает возможные всплески социальной напряженности, связанные с периодическими банковскими кризисами.
Банковское право, 2005, N 4




Вернутся в раздел Комментарии к законам