Комментарии к законам

ВИДЫ БИРЖЕВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ



Д.В. СИДОРОВ
Биржевые правонарушения как основания возникновения гражданско-правовой ответственности участников фьючерсных договоров можно разделить на виды в зависимости от характера и обстоятельств совершения, от порядка установления ответственности, по степени тяжести подлежащих наложению мер ответственности.
Прямое или скрытое понуждение к биржевой спекуляции является биржевым правонарушением - это прямое или скрытое понуждение к биржевой спекуляции. Действующее законодательство России не содержит специальных норм о биржевой спекуляции. При квалификации данного правонарушения следует учитывать два аспекта.
Первый касается установления самого факта биржевой спекуляции. В самых общих чертах суть биржевой спекуляции состоит в получении прибыли из разницы между курсами различных биржевых сделок. Предпосылкой для определения спекулятивного характера той или иной биржевой сделки являются экономические основания ее заключения. Это означает, что не могут быть названы спекулятивными биржевые сделки, направленные на осуществление соответствующих капиталовложений (в том числе на создание инвестиционных портфелей), а также на страхование существующих правоотношений от изменения биржевой конъюнктуры (например, страхование валютных рисков по внешнеторговым операциям, будущих ценовых рисков по товарным операциям или страхование доходности пакета акций).
Второй аспект состоит в том, что на квалификационные критерии не оказывают существенного влияния такие факторы, как:
а) действительный результат спекулятивной сделки, т.е. появление прибыли или убытков у стороны, ее совершившей;
б) характер намерений у сторон по такой сделке относительно ее исполнения;
в) способ окончания правоотношений между сторонами по сделке, например проведение дифференциального зачета или использование права на отказ от исполнения сделки <*>.
--------------------------------
<*> Шеленкова Н.Б. Биржевые правонарушения // Законодательство. 1998. N 2. С. 58; N 3. С. 46.
Состав правонарушения образует прямое или скрытое понуждение к биржевой спекуляции, что доказывается следующими обстоятельствами:
1. Должно присутствовать определенное волевое воздействие на потерпевшего, результатом которого является совершение им биржевой спекулятивной сделки.
2. Понуждение к биржевой спекуляции должно сознательно совершаться в целях получения выгод или преимуществ для себя лично или другого лица; в основе его лежит использование неопытности потерпевшего в сфере биржевой торговли. Итогом таких действий часто является заблуждение потерпевшей стороны относительно самой природы биржевой сделки как спекулятивной.
3. Важной квалификационной предпосылкой является следующее обстоятельство: в момент выдачи биржевого поручения на проведение спекулятивной сделки или в момент заключения спекулятивной сделки потерпевшим другая сторона знала или должна была знать о наличии у биржевой сделки качества спекулятивной и о том, что проведение биржевой спекуляции создает или может создать у потерпевшего имущественный ущерб.
4. Признание факта понуждения к биржевой спекуляции осуществляется независимо от наличия правоотношений между потерпевшим и другой стороной в момент понуждения.
5. Правовые формы проведения биржевой спекуляции - осуществление биржевой сделки от своего имени и за свой счет или на основании клиентского договора - не имеют решающего значения.
Цивилистическое значение установления судом факта понуждения к биржевой спекуляции ведет к признанию совершенных биржевых сделок недействительными; при этом находят применение общие положения п. 2 ст. 167 ГК РФ. Понуждение к биржевой спекуляции подпадает под действие ст. 178 ГК РФ ("Недействительность сделки, совершенной под влиянием заблуждения") и ст. 179 ("Недействительность сделки, совершенной под влиянием обмана").
Следующим биржевым правонарушением является осуществление незаконной биржевой деятельности. На ее незаконный характер указывают следующие обстоятельства.
1. Отсутствие специального разрешения.
1.1. Безлицензионная биржевая деятельность. Напомним, что существует несколько видов лицензий:
а) лицензия на организацию биржевой торговли для товарных бирж, отделов (секций) биржевых товаров <*>;
--------------------------------
<*> См.: ст. 12 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле"; ст. 3 Положения о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. N 152; ср.: биржевая лицензия в п. 1 ст. 27 законопроекта "О биржах и биржевой деятельности".
б) брокерская лицензия для биржевых посредников и брокеров, совершающих сделки со стандартными товарными контрактами <*>;
--------------------------------
<*> См.: ст. 23 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле"; абз. 2 п. 1 Положения о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные, фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 г. N 981; ср.: п. 2 ст. 27 законопроекта "О биржах и биржевой деятельности".
в) лицензия фондовой биржи <*>, под которой подразумеваются лицензия по операциям с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов РФ и муниципальных образований и лицензия по операциям с остальными ценными бумагами <**>;
--------------------------------
<*> Ранее - лицензия на ведение биржевой деятельности с ценными бумагами, см.: п. 57 Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденного Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78; п. 1 Положения о лицензировании биржевой деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденного письмом Министерства финансов РФ от 13 апреля 1992 г. N 20.
<**> См.: абз. 4 ст. 39 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
г) лицензии профессиональных участников рынка ценных бумаг <*>;
--------------------------------
<*> См.: абз. 4 ст. 39 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
------------------------------------------------------------------

Закон РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" утратил силу с 19 июня 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". д) лицензия валютной биржи (на основании п. 2 ст. 4 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле");
е) лицензии ЦБ РФ на проведение банковских операций в рублях и с иностранной валютой (п. 5 Правил членства в Секции валютного рынка ММВБ).
Таким образом, действующее российское законодательство выработало единый подход к вопросу об обязательном лицензировании деятельности организатора биржевой торговли. При этом законодательство России о ценных бумагах, как и валютное законодательство, требует лицензирования всех видов профессиональной деятельности на биржевом рынке ценных бумаг (абз. 1 ст. 39 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"), а законодательство о товарных биржах разрешает получать лицензии лишь для определенных видов деятельности (связанных с товарной биржей и срочных биржевых сделок). Наряду с этим законопроект выделяет расчетную лицензию для биржевых расчетных палат и их членов (п. 3 ст. 27) <*>.
--------------------------------
<*> Проект Федерального закона N 97801734-2 "О биржах и биржевой деятельности".
1.2. Отсутствие специального (квалификационного) аттестата у физических лиц, самостоятельно выступающих в качестве участников биржевой торговли либо являющихся руководителями или работниками организаций - участников биржевой деятельности <*>. В случае отсутствия квалификационных аттестатов у установленных правовыми актами лиц их деятельность является незаконной. Кроме того, при известных обстоятельствах, например при лишении всех руководителей и специалистов аттестатов, незаконной будет считаться и деятельность соответствующих организаций.
--------------------------------
"Положение о системе квалификационных требований к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также к индивидуальным предпринимателям - профессиональным участникам рынка ценных бумаг" (утв. Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 11.02.1997 N 7) утратило силу в связи с изданием Постановления ФКЦБ РФ от 02.10.1997 N 28 "О внесении изменений и дополнений в Положение о системе квалификационных требований к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также к индивидуальным предпринимателям - профессиональным участникам рынка ценных бумаг". <*> См.: ст. 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"; Положение о системе квалификационных требований к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также к индивидуальным предпринимателям - профессиональным участникам рынка ценных бумаг, утвержденное Постановлением ФКЦБ от 11 февраля 1997 г. N 7; п. 4 ст. 30 законопроекта "О биржах и биржевой деятельности".
1.3. Отсутствие лицензионного свидетельства: свидетельства на право рассмотрения заявлений и выдачу лицензий биржевым посредникам и биржевым брокерам, совершающим товарные фьючерсные и опционные сделки <*>, или генеральной лицензии на осуществление лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг <**>.
--------------------------------
<*> См.: абз. 3 ст. 23 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" и п. 2 Положения о порядке делегирования брокерским гильдиям или их ассоциациям прав на выдачу лицензий биржевым посредникам, биржевым брокерам, совершающим фьючерсные и опционные биржевые сделки в биржевой торговле, утвержденного решением КТБ при ГКАП России от 15 февраля 1996 г.
<**> См.: абз. 1 ст. 39 и п. 7 ст. 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
1.4. К указанным лицензиям на осуществление биржевой деятельности тесно примыкают лицензии саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, выдаваемые Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (п. 8 ст. 42 и ст. 50 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").
1.5. Кроме того, незаконной является любая деятельность, осуществляемая как биржевая или связанная с биржевой, если для такой деятельности необходимо получение иных лицензий, выдача которых не входит в компетенцию специализированных государственных органов в области биржевой деятельности. Здесь примечательны общие положения п. 3 ст. 5 законопроекта "О биржах и биржевой деятельности": "Когда законодательством установлено лицензирование деятельности, связанной с оборотом или организацией оборота какого-либо имущества или информации".
Постановление ФКЦБ РФ от 19.12.1996 N 23 "Об утверждении Временного положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, и Временного положения о лицензировании видов деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг" утратило силу в связи с изданием Постановления ФКЦБ РФ от 16.11.1998 N 49 "Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг". 2. Нарушение условий, содержащихся в выданном разрешении, в том числе осуществление деятельности, несовместимой с указанной в лицензии или аттестате, например одновременная организация торговли на рынке ценных бумаг и иной профессиональной деятельности, за исключением депозитарной деятельности и клиринга (ст. 10 и абз. 1 ст. 11 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"), сочетание деятельности в качестве фондовой биржи и в качестве организатора внебиржевой торговли (п. 3.2 Временного положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг), осуществление товарной биржей торговой, торгово-посреднической и иной деятельности, непосредственно не связанной с организацией биржевой торговли (п. 2 ст. 3 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле"); а также продолжение деятельности в случае приостановления действия лицензии или аттестата.
3. Отсутствие регистрации, которое имеет значение в трех случаях.
3.1. Выдача лицензий участникам биржевой деятельности (профессиональным участникам рынка ценных бумаг) предусматривает наличие у них свидетельств о соответствующей государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (например, о брокерах см.: ст. 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и п. 4 ст. 10 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле") или юридических лиц (например, об организаторах биржевой торговли см.: ст. 2 Федерального закона "О рынке ценных бумах"; п. 1 ст. 11 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле"; ср.: п. 1 ст. 8 и п. 1 и 2 ст. 9 законопроекта "О биржах и биржевой деятельности"). Поэтому без такой предварительной государственной регистрации лицензия считается незаконно выданной, а биржевая деятельность - незаконно осуществляемой.
Ликвидация юридического лица или прекращение действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя является основанием для отзыва лицензии (п. 19 Положения о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле от 9 октября 1995 г. N 981), а дальнейшая биржевая деятельность при наличии подобных обстоятельств является незаконной.
Постановление ФКЦБ РФ от 14.03.1997 N 12 "Об утверждении Временного положения о требованиях, предъявляемых к деятельности валютных и товарных бирж по организации торговли на рынке ценных бумаг и Временного положения о лицензировании деятельности валютных и товарных бирж по организации торговли на рынке ценных бумаг" утратило силу в связи с изданием Постановления ФКЦБ РФ от 16.11.1998 N 49 "Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг". 3.2. Одновременно с выдачей лицензии специализированные государственные органы должны зарегистрировать устав и правила биржевой торговли. Это правило закреплено в абз. 2 п. 4.3 Временного положения о лицензировании деятельности валютных и товарных бирж по организации торговли на рынке ценных бумаг: "Лицензия при отсутствии перечисленных документов с печатью Федеральной комиссии и штампом "Зарегистрировано" является недействительной".
3.3. Биржевое законодательство и внутренние биржевые документы устанавливают регистрационную процедуру для надлежащей организации биржевых торгов. При этом товарные биржи обязаны регистрировать участников биржевой торговли и через посредство последних биржевых брокеров <*>; члены фондовой биржи регистрируют своих уполномоченных лиц, далее в срочной торговле клиринговые члены регистрируют своих клиентов <**>. Из данного обстоятельства вытекает, что деятельность указанных участников биржевой торговли на бирже следует считать противоправной, если соответствующая регистрация на этой бирже отсутствует.
--------------------------------
<*> См.: ст. 14 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле"; ср.: п. 4 ст. 17, п. 3, 4 ст. 18, п. 3 ст. 20 или абз. 2 п. 5 ст. 23 законопроекта "О биржах и биржевой деятельности".
<**> См.: п. 2.1.2 Правил торговли фьючерсными контрактами на корпоративные ценные бумаги на РБ.
4. Нарушение общих и специальных ограничений и запретов на осуществление той или иной предпринимательской деятельности. Применительно к биржевой деятельности такие запреты актуальны:
а) при учреждении биржи в соответствии с п. 2 и 3 ст. 11 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле", ст. 11 и 12 Федерального закона "О рынке ценных бумаг";
б) для биржевого членства с учетом положений ст. 14 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" и ст. 12 Федерального закона "О рынке ценных бумаг";
в) в случае создания биржевых союзов, ассоциаций и других объединений в целях, противоречащих требованиям антимонопольного законодательства РФ (п. 2 ст. 4 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле");
г) для служащих биржи: они не могут участвовать в заключении биржевых сделок, создавать собственные брокерские фирмы (п. 2 ст. 32 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле"), являться учредителями и участниками профессиональных участников рынка ценных бумаг и самостоятельно участвовать в качестве предпринимателей в деятельности фондовой биржи (абз. 5 ст. 11 Федерального закона "О рынке ценных бумаг");
Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Указ Президента РФ от 22.12.1993 N 2267 "Об утверждении Положения о федеральной государственной службе" утратил силу с 19 января 2000 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 19.01.2000 N 72 "О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации по вопросам федеральной государственной службы". д) для государственных должностных лиц и служащих: им нельзя заниматься предпринимательской (в том числе биржевой) деятельностью лично или через доверенных лиц (ст. 11 Федерального закона "Об основах государственной службы РФ" и п. 10 Положения о федеральной государственной службе);
е) при наличии судебного решения о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ), а также в иных случаях <*>.
--------------------------------
<*> Шеленкова Н.Б. Биржевые правонарушения // Законодательство. 1998. N 2. С. 58; N 3. С. 46.
Банковское право, 2005, N 4




Вернутся в раздел Комментарии к законам