Комментарии к законам

КОММЕНТАРИЙ (ПОСТАТЕЙНЫЙ) К ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНАМ ОТ 22.07.2005 n 116-ФЗ ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТ 22.07.2005 n 117-ФЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(А.В. Толкушкин)



И ОТ 22.07.2005 N 117-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 сентября 2005 года
А.В. ТОЛКУШКИН
Толкушкин Александр Владимирович - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, член исполнительного комитета российского отделения Международной налоговой ассоциации (IFA), заместитель постоянного представителя российского отделения в Генеральном Совете IFA, один из ведущих российских налоговых консультантов.
В комментарии приведен официальный текст Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и Федерального закона от 22.07.2005 N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" в редакции, действующей на 1 сентября 2005 г., и дано разъяснение значений свыше 350 терминов и словосочетаний, необходимых для правильного понимания норм комментируемых Федеральных законов.
Комментарий предназначен для физических лиц - индивидуальных предпринимателей - потенциальных резидентов особых экономических зон, должностных лиц организаций, предполагающих приобрести статус резидента особой экономической зоны, а также для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся контрагентами резидентов особых экономических зон (банков, страховых компаний, застройщиков по договорам строительного подряда), служащих государственных органов и органов местного самоуправления, подготавливающих документы для заключения соглашений о создании особых экономических зон, государственных органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Федеральная регистрационная служба), служащих налоговых (Федеральная налоговая служба) и таможенных (Федеральная таможенная служба) органов.
При подготовке настоящего издания использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 1 сентября 2005 года.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее издание является подробным постатейным комментарием к Федеральному закону от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и Федеральному закону от 22.07.2005 N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" был принят ГД ФС РФ 8 июля 2005 года, одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 года, подписан Президентом РФ 22 июля 2005 г., опубликован в официальном периодическом издании "Российская газета", N 161, 26 июля 2005 года.
В связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" был принят Федеральный закон от 22.07.2005 N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 2 июля 2005 г., одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 г.).
Федеральный закон от 22.07.2005 N 117-ФЗ вступает в силу с 1 января 2006 г.
Федеральный закон от 22.07.2005 N 117-ФЗ вносит существенные изменения в следующие законодательные акты Российской Федерации:
- часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации;
- Таможенный кодекс Российской Федерации (1993 г.);
- Земельный кодекс Российской Федерации;
- Градостроительный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности";
- Федеральный закон от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 31 мая 1999 года N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области";
- Федеральный закон от 22 января 1996 года N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области";
- Федеральный закон от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления".
Кроме того, в соответствии со ст. 40 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" со дня вступления в силу Федерального закона "Об особых экономических зонах" прекращается существование ранее созданных особых экономических зон и свободных экономических зон (за исключением Особой экономической зоны в Магаданской области и Особой экономической зоны в Калининградской области).
Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" направлены на создание благоприятных условий для развития экономического и научного потенциала страны, привлечения инвестиций в ее экономику посредством создания и функционирования особых экономических зон. Указанными Законами определяются правовой режим особых экономических зон на территории РФ, порядок их создания и прекращения, а также особенности ведения предпринимательской деятельности на их территории.
В соответствии с указанными Федеральными законами на территории РФ будут создаваться два типа особых экономических зон: промышленно-производственные и технико-внедренческие.
Особые экономические зоны создаются на двадцать лет, срок существования особых экономических зон продлению не подлежит. Правительство РФ вправе принять решение о досрочном прекращении существования особой экономической зоны.
При создании зоны Правительство РФ вправе определять виды деятельности, разрешенные на ее территории.
Органом, уполномоченным принимать решения о создании особой экономической зоны, является Правительство РФ.
Для стимулирования инвестиционной активности резидентов особых экономических зон устанавливаются особенности административного режима, порядка предоставления налоговых и таможенных преференций, режима землепользования.
Федеральным законом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" устанавливаются следующие особенности налогообложения резидентов особых экономических зон:
для налогоплательщиков-организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной зоны, установлены ускоренный порядок признания расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, снятие 30% ограничения на перенос убытков на последующие налоговые периоды, ускоренный порядок начисления амортизации по основным средствам (применение коэффициента не выше 2);
для резидентов технико-внедренческих зон предусмотрена пониженная ставка единого социального налога (14%);
на федеральном уровне предоставлено освобождение организаций - резидентов особых экономических зон в течение первых 5 лет от уплаты налога на имущество и земельного налога.
В Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" включены нормы прямого действия, устанавливающие таможенный режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
Товары помещаются резидентами особых экономических зон под таможенный режим свободной таможенной зоны в целях ведения ими промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.
При вывозе иностранных и российских товаров (продуктов их переработки), помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, с территории особой экономической зоны на остальную часть территории Российской Федерации взимаются подлежащие уплате таможенные пошлины и налоги в соответствии с законодательством Российской Федерации. При вывозе указанных выше товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации ввозные таможенные пошлины, налоги не взимаются, а вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта.
Создание особых экономических зон должно обеспечить:
- дополнительное привлечение как иностранных, так и отечественных инвестиций в обрабатывающие сектора промышленности;
- стимулирование развития регионов, содействие в решении проблем выравнивания уровня их экономического развития;
- развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг, содействие переводу российской экономики на инновационный путь развития;
- создание новых высококвалифицированных рабочих мест.
Комментируемые Федеральные законы должны способствовать диверсификации российской экономики за счет развития, в первую очередь, наукоемких, высокотехнологичных отраслей.
В тексте комментария дано разъяснение значений свыше 350 терминов и словосочетаний, необходимых для правильного понимания норм, установленных комментируемыми Законами.
При подготовке настоящего комментария были поставлены следующие задачи:
- разъяснить содержание как комментируемых Федеральных законов в целом, так и норм отдельных статей;
- показать взаимосвязь норм комментируемых Закона с положениями Гражданского кодекса РФ, других актов гражданского законодательства РФ;
- показать взаимосвязь норм комментируемых Законов с положениями Налогового кодекса РФ и других актов законодательства РФ о налогах и сборах, Таможенного кодекса РФ и других актов законодательства РФ о таможенном деле;
- определить основные различия между нормами комментируемых Законов и нормами Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Таможенного кодекса РФ, а также нормами других специальных законодательных актов, нормативных правовых актов РФ;
- разъяснить содержание изменений в действующие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, о таможенном деле, об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности, об иностранных инвестициях и др. в связи со вступлением в силу комментируемых Федеральных законов;
- выработать рекомендации по практическому применению отдельных норм комментируемых Федеральных законов.
Автор стремился сделать настоящий комментарий максимально удобным для практического применения и предельно кратким.
При подготовке комментария использованы акты законодательства и нормативные правовые акты по состоянию на 1 сентября 2005 года. Все ссылки на акты законодательства и нормативные правовые акты приводятся на последнюю действующую редакцию документов, за исключением особо оговариваемых случаев, когда комментируются внесенные изменения и дополнения.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И АББРЕВИАТУР
1. Нормативные правовые акты
Конституция РФ - Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993
АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ
БК РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 N 14-ФЗ
Жилищный кодекс РФ - Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ
НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31.07.1998 N 146-ФЗ; часть вторая от 05.08.2000 N 117-ФЗ
ТК РФ - Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ
Трудовой кодекс РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ
УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ
2. Государственные министерства, ведомства и организации
МВД России - Министерство внутренних дел Российской Федерации
Минфин России - Министерство финансов Российской Федерации
Минюст - Министерство юстиции Российской Федерации
МНС России - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
ФКЦБ - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг
ФНС России - Федеральная налоговая служба Российской Федерации
ФТС России - Федеральная таможенная служба РФ
ФСФР России - Федеральная служба по финансовым рынкам Российской Федерации
ЦБ РФ - Центральный банк Российской Федерации (Банк России)
3. Прочие сокращения
абз. - абзац
АО - акционерное общество
г. - год
гл. - глава (-ы)
ЗАО - закрытое акционерное общество
коммент. - комментарий
ОАО - открытое акционерное общество
ООО - общество с ограниченной ответственностью
п. - пункт (-ы)
ПБУ - Положение по бухгалтерскому учету
пп. - подпункт (-ы)
разд. - раздел (-ы)
ред. - редакция
руб. - рубль (-и)
РФ - Российская Федерация
см. - смотри
СМИ - средства массовой информации
ст. - статья (-и)
ч. - часть (-и)
Комментарий к отдельным статьям Федерального закона
"Об особых экономических зонах"
22 июля 2005 года N 116-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
8 июля 2005 года
Одобрен
Советом Федерации
13 июля 2005 года
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах. Комментарий к статье 1

Статья 2. Понятие особой экономической зоны. Комментарий к статье 2

Статья 3. Цели создания особых экономических зон. Комментарий к статье 3

Статья 4. Типы особых экономических зон. Комментарий к статье 4

Статья 5. Условия создания особых экономических зон. Комментарий к статье 5

Статья 6. Создание и прекращение существования особых экономических зон. Комментарий к статье 6

Статья 7. Органы управления особыми экономическими зонами. Комментарий к статье 7

Статья 8. Полномочия органов управления особыми экономическими зонами. Комментарий к статье 8

Статья 9. Резидент особой экономической зоны. Комментарий к статье 9

Статья 10. Порядок осуществления предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны. Комментарий к статье 10

Статья 11. Деятельность органов государственного контроля на территории особой экономической зоны. Комментарий к статье 11

Статья 12. Предмет соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности. Комментарий к статье 12

Статья 13. Документы, необходимые для заключения соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности. Комментарий к статье 13

Статья 14. Порядок заключения соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности. Комментарий к статье 14

Статья 15. Форма соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности. Комментарий к статье 15

Статья 16. Срок действия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности. Комментарий к статье 16

Статья 17. Порядок проведения экспертизы проектной документации. Комментарий к статье 17

Статья 18. Изменение условий соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности. Комментарий к статье 18

Статья 19. Прекращение действия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности. Комментарий к статье 19

Статья 20. Расторжение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности. Комментарий к статье 20

Статья 21. Последствия прекращения действия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности. Комментарий к статье 21

Статья 22. Предмет соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности. Комментарий к статье 22

Статья 23. Документы, необходимые для заключения соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности. Комментарий к статье 23

Статья 24. Порядок заключения соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности. Комментарий к статье 24

Статья 25. Форма соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности. Комментарий к статье 25

Статья 26. Срок действия соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности. Комментарий к статье 26

Статья 27. Порядок проведения экспертизы проектной документации. Комментарий к статье 27

Статья 28. Изменение условий соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности. Комментарий к статье 28

Статья 29. Прекращение действия соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности. Комментарий к статье 29

Статья 30. Расторжение соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности. Комментарий к статье 30

Статья 31. Последствия прекращения действия соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности. Комментарий к статье 31

Статья 32. Режим землепользования в особой экономической зоне. Комментарий к статье 32

Статья 33. Договор аренды земельного участка. Комментарий к статье 33

Статья 34. Арендная плата. Комментарий к статье 34

Статья 35. Распоряжение земельным участком в пределах территории особой экономической зоны. Комментарий к статье 35

Статья 36. Налогообложение резидентов особых экономических зон. Комментарий к статье 36

Статья 37. Таможенный режим свободной таможенной зоны. Комментарий к статье 37

Статья 38. Гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Комментарий к статье 38

Статья 39. Порядок разрешения споров. Комментарий к статье 39

Статья 40. Прекращение существования особых экономических зон и свободных экономических зон. Комментарий к статье 40

Статья 41. Вступление в силу настоящего Федерального закона. Комментарий к статье 41

Статья 1. Комментарий к статье 1

Статья 2. Комментарий к статье 2

Статья 77. Лицензия на учреждение свободного склада. Свободный склад, как помещение или иное место, где действует таможенный режим свободного склада, может учреждаться при наличии лицензии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

Статья 78. Требования к свободным складам и их владельцам. Помещение или иное место, предназначенное для учреждения свободного склада, должно быть обустроено надлежащим образом в целях обеспечения таможенного контроля, а при необходимости - оборудовано двойными запорными устройствами, одно из которых должно находиться в ведении таможенного органа Российской Федерации.

Статья 79. Операции, производимые с товарами на свободных складах. На свободных складах допускается совершение производственных и иных коммерческих операций с товарами, исключая их розничную продажу, при условии соблюдения положений настоящего Кодекса.

Статья 81. Обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле на свободных складах. При наличии достаточных оснований таможенные органы Российской Федерации вправе осуществлять таможенный контроль за товарами, находящимися на свободных складах.

Статья 83. Взимание таможенных пошлин, налогов и применение мер экономической политики. При помещении иностранных и российских товаров на свободные склады таможенные пошлины, налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются.

Статья 84. Освобождение товаров, предназначенных для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, от таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм. При помещении товаров, предназначенных для вывоза за пределы Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, на свободные склады такие товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов либо уплаченные суммы возвращаются, если такое освобождение или возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров. Фактический вывоз таких товаров должен быть осуществлен не позднее шести месяцев со дня возврата таможенных пошлин, налогов или освобождения от них.

Статья 86. Ликвидация свободного склада. При ликвидации свободного склада по истечении срока действия лицензии либо по желанию владельца, а равно при аннулировании или отзыве таможенными органами Российской Федерации лицензии на учреждение свободного склада с даты принятия такого решения свободный склад становится складом временного хранения. Хранение товаров на складе временного хранения осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. Общий срок нахождения товаров на складе временного хранения не может превышать шести месяцев.

Статья 3. Комментарий к статье 3

Статья 4. Комментарий к статье 4

Статья 5. Комментарий к статье 5

Статья 6. Комментарий к статье 6

Статья 7. Комментарий к статье 7

Статья 8. Комментарий к статье 8

Статья 9. Комментарий к статье 9

Статья 10. Комментарий к статье 10




Вернутся в раздел Комментарии к законам