И ОТ 22.07.2005 N 117-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 сентября 2005 года
А.В. ТОЛКУШКИН
Толкушкин Александр Владимирович - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, член исполнительного комитета российского отделения Международной налоговой ассоциации (IFA), заместитель постоянного представителя российского отделения в Генеральном Совете IFA, один из ведущих российских налоговых консультантов.
В комментарии приведен официальный текст Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и Федерального закона от 22.07.2005 N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" в редакции, действующей на 1 сентября 2005 г., и дано разъяснение значений свыше 350 терминов и словосочетаний, необходимых для правильного понимания норм комментируемых Федеральных законов.
Комментарий предназначен для физических лиц - индивидуальных предпринимателей - потенциальных резидентов особых экономических зон, должностных лиц организаций, предполагающих приобрести статус резидента особой экономической зоны, а также для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся контрагентами резидентов особых экономических зон (банков, страховых компаний, застройщиков по договорам строительного подряда), служащих государственных органов и органов местного самоуправления, подготавливающих документы для заключения соглашений о создании особых экономических зон, государственных органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Федеральная регистрационная служба), служащих налоговых (Федеральная налоговая служба) и таможенных (Федеральная таможенная служба) органов.
При подготовке настоящего издания использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 1 сентября 2005 года.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее издание является подробным постатейным комментарием к Федеральному закону от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и Федеральному закону от 22.07.2005 N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" был принят ГД ФС РФ 8 июля 2005 года, одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 года, подписан Президентом РФ 22 июля 2005 г., опубликован в официальном периодическом издании "Российская газета", N 161, 26 июля 2005 года.
В связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" был принят Федеральный закон от 22.07.2005 N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 2 июля 2005 г., одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 г.).
Федеральный закон от 22.07.2005 N 117-ФЗ вступает в силу с 1 января 2006 г.
Федеральный закон от 22.07.2005 N 117-ФЗ вносит существенные изменения в следующие законодательные акты Российской Федерации:
- часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации;
- Таможенный кодекс Российской Федерации (1993 г.);
- Земельный кодекс Российской Федерации;
- Градостроительный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности";
- Федеральный закон от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 31 мая 1999 года N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области";
- Федеральный закон от 22 января 1996 года N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области";
- Федеральный закон от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления".
Кроме того, в соответствии со ст. 40 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" со дня вступления в силу Федерального закона "Об особых экономических зонах" прекращается существование ранее созданных особых экономических зон и свободных экономических зон (за исключением Особой экономической зоны в Магаданской области и Особой экономической зоны в Калининградской области).
Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" направлены на создание благоприятных условий для развития экономического и научного потенциала страны, привлечения инвестиций в ее экономику посредством создания и функционирования особых экономических зон. Указанными Законами определяются правовой режим особых экономических зон на территории РФ, порядок их создания и прекращения, а также особенности ведения предпринимательской деятельности на их территории.
В соответствии с указанными Федеральными законами на территории РФ будут создаваться два типа особых экономических зон: промышленно-производственные и технико-внедренческие.
Особые экономические зоны создаются на двадцать лет, срок существования особых экономических зон продлению не подлежит. Правительство РФ вправе принять решение о досрочном прекращении существования особой экономической зоны.
При создании зоны Правительство РФ вправе определять виды деятельности, разрешенные на ее территории.
Органом, уполномоченным принимать решения о создании особой экономической зоны, является Правительство РФ.
Для стимулирования инвестиционной активности резидентов особых экономических зон устанавливаются особенности административного режима, порядка предоставления налоговых и таможенных преференций, режима землепользования.
Федеральным законом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" устанавливаются следующие особенности налогообложения резидентов особых экономических зон:
для налогоплательщиков-организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной зоны, установлены ускоренный порядок признания расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, снятие 30% ограничения на перенос убытков на последующие налоговые периоды, ускоренный порядок начисления амортизации по основным средствам (применение коэффициента не выше 2);
для резидентов технико-внедренческих зон предусмотрена пониженная ставка единого социального налога (14%);
на федеральном уровне предоставлено освобождение организаций - резидентов особых экономических зон в течение первых 5 лет от уплаты налога на имущество и земельного налога.
В Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" включены нормы прямого действия, устанавливающие таможенный режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
Товары помещаются резидентами особых экономических зон под таможенный режим свободной таможенной зоны в целях ведения ими промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.
При вывозе иностранных и российских товаров (продуктов их переработки), помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, с территории особой экономической зоны на остальную часть территории Российской Федерации взимаются подлежащие уплате таможенные пошлины и налоги в соответствии с законодательством Российской Федерации. При вывозе указанных выше товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации ввозные таможенные пошлины, налоги не взимаются, а вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта.
Создание особых экономических зон должно обеспечить:
- дополнительное привлечение как иностранных, так и отечественных инвестиций в обрабатывающие сектора промышленности;
- стимулирование развития регионов, содействие в решении проблем выравнивания уровня их экономического развития;
- развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг, содействие переводу российской экономики на инновационный путь развития;
- создание новых высококвалифицированных рабочих мест.
Комментируемые Федеральные законы должны способствовать диверсификации российской экономики за счет развития, в первую очередь, наукоемких, высокотехнологичных отраслей.
В тексте комментария дано разъяснение значений свыше 350 терминов и словосочетаний, необходимых для правильного понимания норм, установленных комментируемыми Законами.
При подготовке настоящего комментария были поставлены следующие задачи:
- разъяснить содержание как комментируемых Федеральных законов в целом, так и норм отдельных статей;
- показать взаимосвязь норм комментируемых Закона с положениями Гражданского кодекса РФ, других актов гражданского законодательства РФ;
- показать взаимосвязь норм комментируемых Законов с положениями Налогового кодекса РФ и других актов законодательства РФ о налогах и сборах, Таможенного кодекса РФ и других актов законодательства РФ о таможенном деле;
- определить основные различия между нормами комментируемых Законов и нормами Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Таможенного кодекса РФ, а также нормами других специальных законодательных актов, нормативных правовых актов РФ;
- разъяснить содержание изменений в действующие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, о таможенном деле, об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности, об иностранных инвестициях и др. в связи со вступлением в силу комментируемых Федеральных законов;
- выработать рекомендации по практическому применению отдельных норм комментируемых Федеральных законов.
Автор стремился сделать настоящий комментарий максимально удобным для практического применения и предельно кратким.
При подготовке комментария использованы акты законодательства и нормативные правовые акты по состоянию на 1 сентября 2005 года. Все ссылки на акты законодательства и нормативные правовые акты приводятся на последнюю действующую редакцию документов, за исключением особо оговариваемых случаев, когда комментируются внесенные изменения и дополнения.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И АББРЕВИАТУР
1. Нормативные правовые акты
Конституция РФ - Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993
АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ
БК РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 N 14-ФЗ
Жилищный кодекс РФ - Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ
НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31.07.1998 N 146-ФЗ; часть вторая от 05.08.2000 N 117-ФЗ
ТК РФ - Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ
Трудовой кодекс РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ
УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ
2. Государственные министерства, ведомства и организации
МВД России - Министерство внутренних дел Российской Федерации
Минфин России - Министерство финансов Российской Федерации
Минюст - Министерство юстиции Российской Федерации
МНС России - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
ФКЦБ - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг
ФНС России - Федеральная налоговая служба Российской Федерации
ФТС России - Федеральная таможенная служба РФ
ФСФР России - Федеральная служба по финансовым рынкам Российской Федерации
ЦБ РФ - Центральный банк Российской Федерации (Банк России)
3. Прочие сокращения
абз. - абзац
АО - акционерное общество
г. - год
гл. - глава (-ы)
ЗАО - закрытое акционерное общество
коммент. - комментарий
ОАО - открытое акционерное общество
ООО - общество с ограниченной ответственностью
п. - пункт (-ы)
ПБУ - Положение по бухгалтерскому учету
пп. - подпункт (-ы)
разд. - раздел (-ы)
ред. - редакция
руб. - рубль (-и)
РФ - Российская Федерация
см. - смотри
СМИ - средства массовой информации
ст. - статья (-и)
ч. - часть (-и)
Комментарий к отдельным статьям Федерального закона
"Об особых экономических зонах"
22 июля 2005 года N 116-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
8 июля 2005 года
Одобрен
Советом Федерации
13 июля 2005 года
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 2. Понятие особой экономической зоны. Комментарий к статье 2
Статья 3. Цели создания особых экономических зон. Комментарий к статье 3
Статья 4. Типы особых экономических зон. Комментарий к статье 4
Статья 5. Условия создания особых экономических зон. Комментарий к статье 5
Статья 6. Создание и прекращение существования особых экономических зон. Комментарий к статье 6
Статья 7. Органы управления особыми экономическими зонами. Комментарий к статье 7
Статья 8. Полномочия органов управления особыми экономическими зонами. Комментарий к статье 8
Статья 9. Резидент особой экономической зоны. Комментарий к статье 9
Статья 17. Порядок проведения экспертизы проектной документации. Комментарий к статье 17
Статья 22. Предмет соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности. Комментарий к статье 22
Статья 25. Форма соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности. Комментарий к статье 25
Статья 27. Порядок проведения экспертизы проектной документации. Комментарий к статье 27
Статья 32. Режим землепользования в особой экономической зоне. Комментарий к статье 32
Статья 33. Договор аренды земельного участка. Комментарий к статье 33
Статья 34. Арендная плата. Комментарий к статье 34
Статья 36. Налогообложение резидентов особых экономических зон. Комментарий к статье 36
Статья 37. Таможенный режим свободной таможенной зоны. Комментарий к статье 37
Статья 39. Порядок разрешения споров. Комментарий к статье 39
Статья 41. Вступление в силу настоящего Федерального закона. Комментарий к статье 41
Статья 1. Комментарий к статье 1
Статья 2. Комментарий к статье 2
Статья 3. Комментарий к статье 3
Статья 4. Комментарий к статье 4
Статья 5. Комментарий к статье 5
Статья 6. Комментарий к статье 6
Статья 7. Комментарий к статье 7
Статья 8. Комментарий к статье 8