Комментарии к законам

ВСЕ РАСХОДЫ УЧТЕНЫ



И. ДЕГТЯРЕВ
Иван Дегтярев, эксперт "ЭЖ-Юрист".
В связи с введением в действие соответствующей главы НК РФ о государственной пошлине в судебной практике появился ряд вопросов, связанных с практикой применения ее норм. Большинство нашло отражение в рекомендациях, изданных Федеральным арбитражным судом Центрального округа на основании изучения материалов рассмотренных дел на научно-консультативном совете ФАС ЦО. Указанные рекомендации корреспондируют с информационным письмом ВАС РФ от 25.05.2005 N 91.
Следует ли в случае неоплаты государственной пошлиной заявления о принятии обеспечительных мер оставлять его без движения с учетом норм ч. 4 ст. 90, ч. 5 ст. 92 и ч. 2 ст. 93 Арбитражного процессуального кодекса РФ?
Если заявление об обеспечении иска не оплачено государственной пошлиной, арбитражному суду следует оставить его без движения по правилам ст. 128 АПК РФ. Если ходатайство об обеспечении иска содержится в самом исковом заявлении и было оставлено судом без движения в связи с неоплатой государственной пошлины, а в установленный судом срок пошлина не оплачена, то в определении суда уместна будет следующая формулировка "Ходатайство считать возвращенным...".
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. Должен ли суд в данном случае в порядке ст. 110 АПК РФ распределять судебные расходы в части недоплаченной суммы госпошлины и взыскивать ее с соответствующей стороны?
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с проигравшей спор стороны. Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, а также довзыскание своевременно не уплаченной пошлины производится арбитражным судом в решении, принимаемом по результатам рассмотрения дела. В данном случае обязанность доплатить госпошлину возникает у истца после вступления решения суда в законную силу. Такая обязанность может быть исполнена им в 10-дневный срок добровольно. При этом исполнительный лист на принудительное взыскание государственной пошлины выдается арбитражным судом по окончании указанного срока.
Кроме того, следует иметь в виду, что дополнительная государственная пошлина, подлежащая уплате за увеличение размера исковых требований, в случае их удовлетворения взыскивается в вышеуказанном порядке непосредственно в бюджет с ответчика, то есть в виде госпошлины, а не расходов по госпошлине. Если же в иске, в том числе в части увеличения его размера, отказывается, то суд взыскивает дополнительную пошлину с истца. Если суд после увеличения суммы иска, удовлетворяет данный иск в первоначальном размере, а в части увеличенной суммы отказывает в его удовлетворении, то судебные расходы в отношении пошлины по первичному иску взыскиваются с ответчика в пользу истца (если последний не получал отсрочки в уплате госпошлины или не освобожден от ее уплаты), а госпошлина в отношении увеличенной суммы иска (в удовлетворении которой отказано) взыскивается с истца непосредственно в федеральный бюджет в вышеизложенном порядке.
В том же случае, если в последнем примере истец имеет льготу и освобожден от уплаты госпошлины, с ответчика пошлина по первоначальному иску взыскивается непосредственно в бюджет без той суммы пошлины, которая приходилась на дополнительно увеличенную сумму иска, во взыскании которой истцу было отказано.
В силу ст. 333.41 НК РФ арбитражный суд вправе предоставить заинтересованному лицу отсрочку уплаты госпошлины на срок до шести месяцев. В случае, когда дело рассмотрено до истечения срока, на который предоставлена отсрочка, вправе ли суд при вынесении решения разрешать вопрос о взыскании госпошлины? Если дело по существу не рассмотрено в течение 6 месяцев, какой акт в отношении госпошлины должен принять суд по истечении срока, на который была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины?
В случае предоставления на основании ст. 333.41 НК РФ отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины по делу, производство по которому не было завершено в течение 6 месяцев, арбитражный суд вправе по соответствующему ходатайству повторно предоставить отсрочку или рассрочку уплаты государственной пошлины на срок до окончания рассмотрения дела, но не более 6 месяцев. Если указанное ходатайство не заявлено или не удовлетворено, то арбитражный суд выносит определение о взыскании государственной пошлины, на основании которого выдается исполнительный лист.
Если же арбитражное дело оказалось рассмотренным ранее шестимесячного срока, на который предоставлялась указанная отсрочка, то государственная пошлина взыскивается судебным решением, вынесенным по результатам рассмотрения спора.
В соответствии со ст. 333.41 НК РФ отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до шести месяцев. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.
Следует ли суду при рассмотрении указанного ходатайства об отсрочке или рассрочке исходить из пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.03.1997 N 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства РФ о государственной пошлине", то есть применять положения о том, что ходатайство должно сопровождаться справкой налогового органа и справками банков об отсутствии денег на счетах? Будут ли и в каком порядке подлежать начислению проценты по истечении 6 месяцев отсрочки или рассрочки уплаты пошлины?
При решении вопросов оформления ходатайства об отсрочке или рассрочке уплаты госпошлины арбитражному суду следует учитывать правила названного постановления.
Начисление процентов на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, относится к компетенции налоговых органов, и суд этот вопрос не решает.
В каком размере должна уплачиваться госпошлина по требованию налогоплательщика о возмещении (возврате, зачете) налога? Возможна ли выдача исполнительного листа на принудительное исполнение решения суда в части, касающейся обязанности налогового органа устранить допущенные нарушения и произвести зачет (возврат) налога? Следует ли суду в данном случае руководствоваться п. 5 ст. 333.22 НК РФ, который устанавливает, что при подаче заявлений о возврате (возмещении) из бюджета денежных средств государственная пошлина уплачивается исходя из оспариваемой денежной суммы в размерах, установленных подп. 1 п. 1 ст. 333.21 настоящего Кодекса для требований имущественного характера?
Поведение налогового органа, отказавшего заявителю в зачете уплаченных сумм налога в счет предстоящих платежей, следует рассматривать как бездействие и при определении размера государственной пошлины руководствоваться пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ. Выдача судом исполнительного листа по результатам рассмотрения указанного спора в данном случае возможна.
Подлежит ли сейчас применению Постановление Пленума ВАС РФ от 20.03.1997 г. N 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства РФ о государственной пошлине"?
В связи с введением в действие главы 25.3 НК РФ Постановление Пленума ВАС РФ от 20.03.1997 г. N 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства РФ о государственной пошлине" подлежит применению в части, не противоречащей нормам Налогового кодекса и иному действующему законодательству.
В соответствии с ч. 4 ст. 90 АПК РФ госпошлиной оплачивается заявление о принятии обеспечительных мер, подаваемое в арбитражный суд лицами, указанными в ч. 3 настоящей статьи и ст. 99 АПК РФ. Означает ли это, что установленная пп. 9 п. 1 ст. 333.21 НК РФ ставка госпошлины, подлежащая уплате при подаче заявления об обеспечении иска, применяется только в случаях обращения с заявлением об обеспечении третейского разбирательства (ч. 3 ст. 90 АПК РФ) и о принятии предварительных обеспечительных мер (ст. 99 АПК РФ)? Или пп. 9 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ следует понимать в том смысле, что государственной пошлиной оплачиваются все заявления о принятии обеспечительных мер?
Согласно пп. 9 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявления об обеспечении иска подлежит уплате государственная пошлина в сумме 1000 рублей. Следовательно, государственной пошлиной оплачиваются все ходатайства, в том числе и предварительные, об обеспечении исполнения решения суда по иску или иному материально-правовому требованию, заявленному в арбитражный суд первой инстанции.
Таким образом, в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 333.21 НК РФ государственной пошлиной не оплачивается встречное обеспечение. Что касается оплаты государственной пошлиной обеспечительных мер по третейскому разбирательству, то она прямо предусмотрена пп. 8 п. 1 ст. 333.21 НК РФ в размере 1000 рублей.
В каком размере следует оплачивать госпошлину об обеспечении иска:
а) если в одном заявлении о данном процессуальном действии указано несколько обеспечительных мер, предусмотренных ст. 91 АПК РФ?
б) если о каждой из обеспечительных мер подано самостоятельное заявление?
При подаче заявления об обеспечении иска оно оплачивается государственной пошлиной в однократном размере, установленном пп. 9 п. 1 ст. 333.21 НК РФ независимо от того, указана ли в нем одна обеспечительная мера или соединено несколько связанных между собой обеспечительных мер. Если же по каждой из нескольких обеспечительных мер поданы отдельные заявления, то они подлежат оплате государственной пошлиной самостоятельно.
ЭЖ-Юрист, 2005, N 36




Вернутся в раздел Комментарии к законам