Комментарии к законам

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА РОССИИ: ВЗГЛЯД САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИХ ПРОЦЕССУАЛИСТОВ



ВЗГЛЯД САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИХ ПРОЦЕССУАЛИСТОВ
Ю.А. ЛЯХОВ, С.С. ЦЫГАНЕНКО
Ю.А. Ляхов, заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Ростовского госуниверситета, доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ.
С.С. Цыганенко, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Ростовского госуниверситета, кандидат юридических наук.
Кафедрой уголовного процесса и криминалистики юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета подготовлена и издана в 2005 г. вторая часть (продолжение) учебника <*>, посвященная вопросам Особенной части уголовного процесса. Таким образом, в окончательном виде учебник санкт-петербургской школы процессуалистов состоит из двух самостоятельных частей, рассматривающих соответственно вопросы Общей и Особенной частей уголовного процесса, что, несомненно, отличает его от предшествующих изданий.
--------------------------------
<*> Александров А.И. и др. Уголовный процесс России. Особенная часть: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. В.З. Лукашевича. СПб., 2005. 704 с.
При этом следует подчеркнуть, что раздельное изложение вопросов Общей и Особенной частей курса уголовного процесса может в определенной мере способствовать искусственному разрыву в освещении положений правового регулирования уголовно-процессуальной деятельности. Тем не менее думается, что авторы в данном случае смогли избежать этого. Содержание двух частей прочно связано, поскольку обе они подготовлены коллективом кафедры по общей программе учебного курса. В то же время значительный объем книги (1152 с.) позволил авторскому коллективу обстоятельно, с учетом современного уровня развития теории уголовного процесса изложить все вопросы данной общепрофессиональной вузовской дисциплины в строгом соответствии с требованиями госстандарта.
Наиболее важные разделы учебника, как и в первой части, были написаны профессорами Санкт-Петербургского государственного университета доктором юридических наук А.И. Александровым и заслуженным деятелем науки РФ, доктором юридических наук В.З. Лукашевичем.
Подготовка современного серьезного учебника практически невозможна без использования уже вышедших специальных изданий и учебников других авторов по данной тематике. Сделать это сегодня не так просто, поскольку книжные прилавки заполнены большим количеством учебников по уголовному процессу, далеко не одинаковых по своим достоинствам. Требуется очень взвешенный отбор материала, включение в учебник только тех вопросов, которые необходимы для фундаментальной подготовки студентов по данному курсу. В целом авторам учебника удалось успешно преодолеть эти трудности, хотя в некоторых случаях можно было бы и не перегружать изложение учебного материала ненужными, по нашему мнению, подробностями. Так, вряд ли при описании такого следственного действия, как опознание, следовало по примеру других авторов учебной литературы рассматривать "сукцессивное опознание" или "симультанное опознание" (с. 158 - 160).
В новом учебнике обращает на себя внимание многое. Укажем прежде всего на использование достижений различных отраслей современной науки, соблюдение историзма и диалектики, применение сравнительной методики изложения материала, строгое ориентирование на соответствие положениям Конституции РФ, российского законодательства и международным нормам. Рецензируемый учебник отличается фундаментальностью анализа. Его авторы последовательно осветили все основные этапы уголовно-процессуального законодательства в строгом соответствии с его положениями. В первую очередь это относится к стадиям уголовного процесса - его системному фундаменту, которые в новом УПК РФ пополнились не только нужными, но и порой неоднозначными изменениями, касающимися участников процесса и предоставленных им полномочий, а также обязательной процедуры.
Не обойдены вниманием крупные нововведения, внесенные в порядок уголовного судопроизводства УПК РФ. Некоторые из них, хотя и были рассмотрены в первой части, однако получили в дальнейшем более подробное освещение.
Обстоятельно рассмотрены в учебнике вопросы возбуждения уголовного дела, получившие в законодательстве определенную корректировку и развитие. Потребность в существовании этой процессуальной формы убедительно показана на с. 3 - 8. Кроме того, привлекает внимание анализ применяемых на этой стадии способов проверки сообщений о преступлении (с. 28 - 34) и других важных вопросов деятельности правоохранительных органов. Вместе с тем вряд ли следовало оценивать новый порядок возбуждения уголовного дела как однозначно положительный (с. 50). Необходимость получения согласия прокурора во всех случаях возбуждения уголовного дела вызвала серьезную критику как у ученых, так и у многих практикующих юристов.
Определяющее место в рассмотрении вопросов досудебного производства занимает предварительное расследование (главы 2 - 10 учебника по объему превышают 200 страниц текста). Здесь дается научная характеристика общих вопросов предварительного расследования, а также двух его самостоятельных форм - предварительного следствия и дознания (включая наиболее существенные институты).
Вполне обоснованно раздел о привлечении лица в качестве обвиняемого (гл. 4) помещен после анализа следственных действий. Авторы не следуют слепо за законодателем, который в УПК РФ не совсем удачно определил место гл. 23 "Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения". Ведь привлечение в качестве обвиняемого не может предшествовать проведению по уголовному делу следственных действий.
Вместе с тем вряд ли правильно, по нашему мнению, в учебнике дано понятие акта привлечения в качестве обвиняемого (с. 226). Включение в него: 1) вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого, 2) предъявления обвинения, 3) допроса обвиняемого - необоснованно расширяет объем следственных действий этого акта, не согласуется с действующим законодательством (ч. 1 ст. 47 УПК РФ), неоправданно отодвигает момент наделения гражданина процессуальными правами обвиняемого.
Рассмотрению положений о дознании как форме предварительного расследования посвящена глава десятая учебника. В ней, думается, удачно показаны прежде всего главные отличительные черты и особенности производства дознания. При этом дается соответствующая характеристика видам и правовому положению органов дознания, а также их полномочиям.
Институту подсудности и его основным элементам посвящена самостоятельная глава учебника.
Значительное место в учебнике отведено анализу стадии назначения судебного заседания (предания обвиняемого суду). Несмотря на произведенные законодателем в отношении нее коррективы и нововведения, убедительно показана роль ее проверочных и контрольных задач, осуществление которых, бесспорно, необходимо для судопроизводства. Авторами высказан ряд заслуживающих внимания предложений по дискуссионным вопросам данной темы. Всесторонне освещена и установленная УПК РФ процедура принятия судебных решений, включающая основания и порядок проведения предварительного слушания.
Высокопрофессионально изложены ключевые вопросы судебного разбирательства, основные признаки, указывающие на ее центральный и решающий характер по отношению к предшествующим этапам досудебного производства. Освещены главные положения о суде и участниках судебного разбирательства, подробно рассмотрен установленный УПК РФ процессуальный порядок судебного разбирательства в суде первой инстанции.
В учебнике отдельно (в отличие от некоторых других изданий) отражены: особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением (гл. 16); особенности производства у мирового судьи (гл. 17) и особенности производства в суде с участием присяжных заседателей (гл. 18).
Немалое внимание уделено кассационному производству, его сущности и субъектам, основаниям, порядку рассмотрения дел, а также предусмотренным по отношению к нему нововведениям и дискуссионным проблемам применения нового законодательства. Наглядно показаны его отличия от апелляционного порядка рассмотрения уголовного дела, которое ранее в уголовном процессе советского периода отсутствовало.
Раскрытием процессуальных основ и воплощающих их действий суда и иных участников, составляющих содержание стадии исполнения приговора, завершено изложение системы обычного порядка уголовного судопроизводства.
В учебнике раскрыта специфика производства в надзорной инстанции как стадии пересмотра вступивших в законную силу судебных решений. Достаточно полно освещено и возобновление производства по уголовным делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (особое внимание при этом уделено его основаниям и порядку).
Отдельно рассмотрен особый порядок уголовного судопроизводства и составляющие его виды: судопроизводство по делам несовершеннолетних (гл. 24); производство о применении принудительных мер медицинского характера (гл. 25); особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц (гл. 26).
В соответствии с УПК РФ и с учетом накопленной практики межгосударственной деятельности изложены предусмотренные законодательством формы международного сотрудничества в уголовном процессе.
Завершается учебник характеристикой уголовного процесса зарубежных государств (США, Англии, Франции, ФРГ).
Разумеется, в рецензии в силу ее краткости невозможно более подробно остановиться на всех достоинствах данного издания. Думается, что обучающиеся по курсу "Уголовный процесс России" получили высококачественное учебное пособие для изучения этого предмета, а преподаватели - возможность углубить и развить свои знания.
Журнал российского права, 2005, N 10




Вернутся в раздел Комментарии к законам