Комментарии к законам

О НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРИСОЕДИНЕНИЯ СЕТЕЙ ОПЕРАТОРОВ РАДИОТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ К СЕТИ СВЯЗИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ



ОПЕРАТОРОВ РАДИОТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ К СЕТИ СВЯЗИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
В.И. ПЕТРОВ
Петров В.И., преподаватель кафедры трудового и предпринимательского права Оренбургского института Московской государственной юридической академии.
С 1 января 2004 г. вступил в силу Федеральный закон N 126-ФЗ "О связи". Настоящий Закон установил правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации, в том числе определил права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.
В соответствии с планом подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации Федерального закона "О связи", изначально планировалось в качестве одного из первых документов разработать проект Правил присоединения и взаимодействия сетей связи.
Актуальность разработки и принятия данного документа была определена тем обстоятельством, что действующие на тот момент времени Правила присоединения ведомственных и выделенных сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 г. N 1254, перестали отвечать необходимым требованиям для урегулирования соответствующих правоотношений. Предполагалось, что именно данный документ должен был явиться одним из основополагающих для развития телекоммуникационной отрасли и дальнейшей либерализации рынка услуг связи.
Тем не менее Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия были утверждены Постановлением Правительства РФ N 161 только 28 марта 2005 г. Указанные правила определяют порядок присоединения сетей электросвязи (кроме сетей для распространения программ теле- и радиовещания) и их взаимодействия, порядок присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия с сетью электросвязи оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, а также существенные условия присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия. Одновременно признаны утратившими силу Правила присоединения ведомственных и выделенных сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования.
Несмотря на свою актуальность и значимость, тема присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия не нашла должного отражения в юридической литературе. Наличие в Правилах значительного количества коллизий свидетельствует о недостаточной юридической проработке данного нормативного правового акта. Вместе с тем Правила - это основной документ, регулирующий взаимодействие операторов связи с целью создания взаимоувязанной сети связи России.
До принятия указанных выше Правил Федеральная антимонопольная служба и Министерство информационных технологий и связи России подписали протокол, в котором зафиксировали соглашения, достигнутые в связи с процедурой согласования Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия. Стороны определили, что все операторы, занимающие существенное положение на рынке, будут направлять заключаемые ими договоры о присоединении в антимонопольные органы. Кроме того, отдельно будут разработаны правила, регламентирующие доступ операторов к инфраструктуре связи. Для того чтобы обеспечить стабильное функционирование действующих на рынке операторов, после принятия новых Правил будет определен переходный период, который позволит им перестроить свою работу.
В соглашении зафиксированы цели и методы проведения "горизонтальной" демонополизации отрасли.
В частности, предусмотрено, что для развития конкуренции на рынке международной и междугородной телефонной связи в нормативных документах необходимо предусмотреть механизмы, позволяющие независимым операторам входить на этот рынок не только путем создания на праве собственности необходимого количества точек присоединения, но и путем аренды, а также с использованием других возможностей, предоставляемых гражданским законодательством. Целью "горизонтальной" демонополизации рынка услуг связи и развития конкуренции на нем является появление до 2007 г. нескольких независимых от ОАО "Связьинвест" национальных операторов.
Таким образом, принятые Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия устанавливают горизонтальную модель демонополизации рынка и только закладывают основы реформирования процесса взаимодействия операторов связи между собой, а также с абонентами.
В соответствии с Правилами под присоединением сетей электросвязи понимается установление технико-технологического взаимодействия средств связи двух сетей связи, при котором становится возможным пропуск трафика между этими сетями, минуя другие сети связи. Сеть связи общего пользования включает в себя три вида сетей:
1) сети электросвязи, определяемые географически в пределах обслуживаемой территории и ресурса нумерации - сети операторов фиксированной телефонной связи, функционирующие в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;
2) сети электросвязи, не определяемые географически в пределах территории Российской Федерации и ресурса нумерации, - сети подвижной радиотелефонной связи (сотовая связь), сети подвижной радиосвязи (транкинговая связь), сети подвижной спутниковой связи;
3) сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг связи (сети передачи данных, телеграфные сети связи, сети связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания).
Сети электросвязи, определяемые географически, и сети электросвязи, не определяемые географически, образуют телефонную сеть связи. В рамках настоящей работы предлагается проанализировать Правила только в части, касающейся телефонной сети связи, не затрагивая сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг связи.
Для непосвященного читателя следует кратко пояснить, что собой представляет зона нумерации. Это ресурс нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, идентифицируемый кодом географически определяемой или географически не определяемой зоны нумерации. Код географически определяемой зоны нумерации - это часть символов цифровой структуры номера, определяющая местоположение пользовательского (оконечного) оборудования в пределах территории субъекта Российской Федерации, а код географически не определяемой зоны нумерации - часть символов цифровой структуры номера, определяющая вид услуги электросвязи или сеть электросвязи, функционирующую в пределах всей территории Российской Федерации или ее части.
В соответствии с Системой и планом нумерации на сетях связи стран 7-й зоны всемирной нумерации, утвержденной Приказом Госкомсвязи России от 20 апреля 1999 г. N 71, план нумерации на сетях связи стран 7-й зоны нумерации строится по зоновому принципу, согласно которому каждой зоне нумерации назначается трехзначный код АВС или DEF. Код АВС может быть назначен географической зоне нумерации (в зависимости от административно-территориального деления Российской Федерации. - П.В.). При этом недопустимо использование ресурсов нумерации одной географической зоны на территории другой географической зоны. Код DEF может быть назначен негеографической зоне нумерации, организуемой на базе сети (корпоративной) или услуги (код DEF присваивается сети оператора сотовой радиотелефонной связи. - П.В.).
Регламентированные Правилами услуги по присоединению сетей операторов телефонной связи по субъектному составу можно классифицировать следующим образом.
I. Услуги присоединения, оказываемые оператором сети междугородной и международной телефонной связи для операторов сетей междугородной и международной телефонной связи и сетей зоновой телефонной связи.
II. Услуги присоединения, оказываемые оператором сети зоновой телефонной связи для операторов сетей зоновой телефонной связи и сетей местной телефонной связи.
III. Услуги присоединения, оказываемые оператором сети местной телефонной связи для операторов сетей местной телефонной связи.
При этом следует отметить, что из сферы регулирования указанных правоотношений таинственным образом исчезли операторы сетей подвижной радиотелефонной связи, которые оказывают услуги связи с использованием кодов географически не определяемой зоны нумерации.
На состоявшейся 31 марта 2005 г. в Мининформсвязи России пресс-конференции заместителя министра информационных технологий и связи РФ Бориса Антонюка, посвященной Постановлению Правительства РФ N 161 "Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия", Б. Антонюк высказал позицию, что в соответствии с данным Постановлением оператор подвижной радиотелефонной (сотовой) сети связи является оператором зоновой телефонной связи.
С точки зрения технических особенностей организации взаимодействия операторов сетей сотовой радиотелефонной связи и операторов сетей фиксированной связи, может быть, такая позиция и оправданна, но она противоречит Постановлению Правительства РФ N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий".
Указанное Постановление среди наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, содержит:
- услуги местной телефонной связи;
- услуги междугородной и международной телефонной связи;
- услуги внутризоновой телефонной связи;
- услуги подвижной радиотелефонной связи в сети связи общего пользования и т.д.
Для определения сути и специфики соответствующих видов услуг связи необходимо проанализировать перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи. В частности, лицензионные условия в области оказания услуг местной телефонной связи содержат следующее положение: обеспечение предоставления абоненту местных телефонных соединений по сети фиксированной телефонной связи с использованием пользовательского (оконечного) оборудования с выделением абоненту лицензиата номера (номеров) из плана нумерации сети местной телефонной связи.
Аналогичные положения содержат и лицензионные условия в области оказания услуг внутризоновой телефонной связи, а также услуг междугородной и международной телефонной связи: обеспечение предоставления соответствующих (внутризоновых, междугородных или международных) телефонных соединений по сети фиксированной телефонной связи.
Иное лицензионное условие предусмотрено для осуществления деятельности в области оказания услуг подвижной радиотелефонной связи в сети связи общего пользования: обеспечение предоставления абоненту соединений по сети подвижной радиотелефонной связи лицензиата для приема (передачи) голосовой, а также неголосовой информации с обеспечением непрерывности связи при оказании услуги независимо от местоположения абонента, в том числе при его передвижении.
Таким образом, для оператора сотовой (подвижной) радиотелефонной связи становится практически невозможным получение правового статуса оператора зоновой телефонной связи. Из-за технологических особенностей и отличий в построении подвижной радиотелефонной и фиксированной телефонной сетей связи сотовый оператор без лицензии на местную телефонную связь, не имея необходимого количества точек присоединения в каждом городском поселении субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется оказание услуг связи, не может претендовать на получение лицензии на осуществление услуг внутризоновой телефонной связи.
Представляется необходимым устранить противоречия, дополнив соответствующий раздел Правил услугами по присоединению сетей электросвязи, которые могут оказываться именно операторам сотовой радиотелефонной связи.
Представляется, что присоединение сетей сотовой радиотелефонной связи должно быть предусмотрено как на междугородном (международном) уровне, так и на внутризоновом уровне (для пропуска трафика к (от) абонентам стационарной телефонной сети связи субъекта Российской Федерации), так и на местном уровне (для обеспечения пропуска местного трафика к (от) абонентам местной стационарной телефонной сети связи и предоставления дополнительной возможности по организации услуги переадресации вызова с местной телефонной сети, то есть сети фиксированной телефонной связи в пределах муниципального образования).
Последнее не нашло отражения в Правилах в отличие, например, от положений Генеральной схемы создания и развития федеральной сети подвижной радиотелефонной связи общего пользования России стандарта GSM.
Подобное принципиальное отличие от действовавшей ранее схемы присоединения сетей, на наш взгляд, можно рассматривать как ограничение конкуренции на рынке услуг связи.
Правовые вопросы связи, 2005, N 2




Вернутся в раздел Комментарии к законам