Комментарии к законам

ОПАСНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ



А. СТУКАНОВ
А. Стуканов, профессор юридического факультета Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, почетный работник прокуратуры РФ.
Общеизвестно, что социальные отклонения в поведении - выражение негативного отношения индивида или социальной группы к соблюдению действующих законов и норм морали, сложившихся в обществе.
Социальные отклонения как массовое явление тесно связаны с экономическими и политическими процессами. Типология социальных отклонений отражает многообразие этих явлений, дает возможность провести разграничительные черты между ними и выявить особенности их этиологии, которые необходимо учитывать при осуществлении мер борьбы с ними.
Социальные отклонения можно классифицировать по ряду оснований. Наиболее распространено их деление в зависимости от вида нарушаемой нормы: на преступления и правонарушения (административные, гражданские, трудовые и пр.), а также аморальные проступки.
На наш взгляд, деление социальных отклонений на административные правонарушения и преступления весьма условно. Об этом говорит и современная правоприменительная практика.
Положительные результаты по борьбе с преступлениями и правонарушениями могут быть достигнуты только при условии совершенствования предупреждения разнообразных форм и видов противоправного поведения человека.
Борьба с административными правонарушениями в Российской Федерации, к сожалению, носит ведомственный или местный характер, а ее результаты не учитываются при разработке стратегических вопросов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.
О распространенности административных правонарушений в России говорят следующие статистические данные. Если в 1927 г. за административные правонарушения было привлечено к ответственности 2,1 млн. человек, то в 1993 г. - 60 млн.
Кодекс РФ об административных правонарушениях установил, что задачи законодательства в рассматриваемой сфере - защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также, что не менее важно, предупреждение административных правонарушений.
Новый КоАП установил свыше шестидесяти органов (субъектов) административной юрисдикции, что гораздо больше, чем КоАП РСФСР. Это требует усиления прокурорского надзора за соблюдением законности действий уполномоченных органов и должностных лиц, наделенных правом рассматривать дела об административных правонарушениях и применять административные наказания.
Общепризнано, что ни одно социальное явление не следует рассматривать изолированно, без установления и анализа системообразующих связей, его места и роли в иерархии систем более высокого или более низкого порядка. Это означает, что явления административной деликтности необходимо рассматривать во взаимосвязи с криминогенной средой и иными асоциальными процессами. Административные правонарушения не всегда перерастают в преступления. Однако системность и характер антиобщественного поведения формируют готовность человека к преодолению границы, которая отделяет административный проступок от преступления.
Теоретические исследования, результаты изучения правоприменительной практики свидетельствуют о необходимости комплексного подхода к изучению всех видов противоправного поведения. Для всесторонней, полной и объективной характеристики административных правонарушений в России необходимо, на наш взгляд, ввести государственную статистическую отчетность, которая предусматривала бы учет всех дел, рассмотренных органами административной юрисдикции РФ, и лиц, подвергнутых административным взысканиям.
Анализируя важность и объем прокурорской деятельности по надзору за соблюдением законности в сфере административных правонарушений, полагаем, что надзор за исполнением законов органами административной юрисдикции должен быть признан самостоятельным направлением прокурорской деятельности. Сейчас работа в этом направлении осуществляется различными структурными подразделениями аппарата Генеральной прокуратуры РФ и прокуратур субъектов Федерации.
В связи с тем что, как показывает практика прокурорского надзора, нарушения административного законодательства органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, в последние годы стали массовым явлением, целесообразно создать в Генеральной прокуратуре РФ и прокуратурах субъектов РФ самостоятельные структурные подразделения, которые занимались бы организацией надзора и контролем за работой нижестоящих прокуратур.
И последнее. Необходимо усиливать и повышать роль прокуратуры как органа, координирующего деятельность правоохранительной системы не только в борьбе с преступностью, но и правонарушениями, особенно административными, включая нарушения законодательства, которые допускаются органами и должностными лицами, наделенными правами издавать акты, устанавливающие административную ответственность в субъектах РФ, и применять административные взыскания.
Законность, 2005, N 11




Вернутся в раздел Комментарии к законам