Комментарии к законам

СУД СНГ - НЕ СУДЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ?



Г. ШИНКАРЕЦКАЯ
Галина Шинкарецкая, руководитель группы международно-правовых проблем в отношениях между странами - членами СНГ ИГПРАН, к.ю.н.
Экономический суд СНГ создавался с целью обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках Содружества. Вместе с тем в отношении статуса Суда, компетенции и порядка организации его деятельности существует ряд нерешенных вопросов, которые прямо отражаются на его эффективности.
Создание Экономического суда предусмотрено ст. 5 Соглашения о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран -участниц СНГ от 15 мая 1992 г. Вопросы его организации изложены в Соглашении о статусе Экономического суда СНГ и Положении о нем от 6 июля 1992 г.
В Уставе СНГ, принятом 21 января 1993 г. (Украина его не приняла), об Экономическом суде говорится в разд. VII "Органы Содружества" (ст. 32), однако не сказано, что Суд является органом Содружества, не предусмотрена никакая связь его с другими органами. Таким образом, этот Суд действует "сам по себе". К нему имеют право обращаться те государства, которые подписали Соглашение о его статусе: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
Вопросы статуса
Согласно Положению об Экономическом суде Суд образуется из равного числа судей от каждого государства-участника (п. 6). По ст. 2 Соглашения квота составляет два человека. Никакого особого порядка для избрания или назначения судей от каждой страны нет: по п. 7 Положения судьи избираются (назначаются) в порядке, установленном в государствах-участниках для избрания (назначения) судей высших хозяйственных, арбитражных судов государств-участников. Таким образом, ни Содружество как организация, ни его органы не имеют никакого отношения к формированию Экономического суда.
Отрешение судьи от должности - также исключительная прерогатива государства, назначившего его (п. 7). Хотя в п. 8 Положения провозглашается, что судьи независимы и неприкосновенны, далее сказано, что они не подпадают под юрисдикцию только государства пребывания. Таким образом, нарушен основополагающий принцип - независимости судей. Судья любого международного суда, разбирая споры между государствами, должен быть настолько независим, чтобы сметь принять решение против собственного государства. В Экономическом суде это невозможно.
Есть еще одно одиозное положение: по п. 10 Положения высшим коллегиальным органом Экономического суда является Пленум, который состоит из председателя Экономического суда, а также председателей высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших хозяйственных органов, разрешающих в государствах-участниках экономические споры. Пленум рассматривает жалобы на решения Экономического суда. Это значит, что любое решение Суда может быть заблокировано, если оно обжаловано в Пленум, поскольку в Пленуме будут разбирать именно представители государств, в том числе того, которое признано правонарушителем в обжалуемом решении.
Компетенция
Цель создания Суда формулируется в Уставе СНГ как обеспечение выполнения экономических обязательств в рамках Содружества.
Она получает свое уточнение в Положении: единообразное применение соглашений государств - участников СНГ и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, других споров, относимых к его ведению соглашениями государств-членов, а также споров о соответствии нормативных и других актов государств - участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества.
Устав управомочил Суд также толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам, а в п. 5 Положения говорится о том, что Суд осуществляет толкование применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов и актов законодательства бывшего Союза ССР.
В 2000 г. Пленум Экономического суда СНГ Постановлением N 2 одобрил Концепцию организации и деятельности Третейской палаты при Экономическом суде СНГ.
Эта Концепция была разработана Судом в развитие Решения Пленума Экономического суда 1999 г., которым было предусмотрено создание при Экономическом суде Третейской палаты.
Учреждение Третейской палаты продиктовано необходимостью создания механизма разрешения споров между хозяйствующими субъектами государств - участников СНГ.
По своему организационно-правовому статусу палата должна являться структурным подразделением Экономического суда в качестве негосударственной, некоммерческой организации, осуществляющей свою деятельность на возмездной основе.
3 марта 2004 г. полномочия Суда были расширены: в соответствии с Соглашением между ЕврАзЭС и СНГ на Экономический суд были возложены функции Суда ЕврАзЭС. Соглашение наделяет Экономический суд полномочиями разрешать межгосударственные споры экономического характера, возникающие при применении Договора об учреждении ЕврАзЭС и принятых органами Сообщества решений, а также правомочиями осуществлять толкование положений действующих международных договоров в рамках ЕврАзЭС и решений его органов.
Экономический суд работает довольно активно, однако отмечается неравномерность: он довольно редко занимается разрешением споров как таковых и занят в основном толковательной работой. До 2000 г. Суд разрешил 57 дел, из них спорами были только 7. За 2001 - 2003 гг. (15 дел) ни одного решения по межгосударственным спорам Суд не вынес. Причина этого состоит в том, что Экономический суд СНГ фактически не является судебным учреждением.
Отсутствие независимости судей, а также введение в его структуру Пленума, состоящего из государственных должностных лиц, в корне отличает его от успешно работающих судебных учреждений других региональных интеграционных объединений.
Однако следует признать, что Экономический суд занимает важное место в развитии СНГ благодаря его толковательной компетенции. Он способствует развитию не только внутреннего права СНГ, но и национального права государств-членов.
ЭЖ-Юрист, 2005, N 42




Вернутся в раздел Комментарии к законам