Комментарии к законам

СУБЪЕКТЫ ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ



А. АБАКШИН, Е. ПУСТОВАЛОВА
Абакшин Алексей Николаевич
Старший юрист - руководитель энергетического направления ЗАО "КЭС", магистр частного права.
Родился 25 мая 1977 г. в г. Вилюйске Якутской АССР. В 1999 г. окончил юридический факультет Российского госуниверситета нефти и газа им. И.М. Губкина; в 2001 г. - Российскую школу частного права при Президенте РФ.
Пустовалова Екатерина Юрьевна
Начальник управления ЗАО "КЭС". На условиях совместительства преподает в Академии Правосудия. Кандидат юридических наук, третейский судья Третейского суда при некоммерческом партнерстве "Администратор торговой системы", член Объединения корпоративных юристов России.
Родилась 31 мая 1975 г. В 1996 г. окончила Международный независимый эколого-политологический университет; в 1998 г. - Московский энергетический институт (технический университет) по специальности "Электрические и электронные аппараты"; в 2001 г. - Российскую школу частного права при Исследовательском центре частного права при Президенте РФ, присуждена степень магистра частного права.
В 2003 - 2004 гг. преподавала на кафедре коммерческого права Российского государственного торгово-экономического университета при Минэкономразвития России, а также в Российской школе частного права.
Автор ряда научных работ и статей.
Понятие субъекта оптового рынка электроэнергии
Определение понятия субъекта оптового рынка дано в ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике). Субъектом оптового рынка может быть только юридическое лицо. О возможности участия в деятельности данного рынка таких субъектов гражданского права, как Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, Закон об электроэнергетике не говорит. Вместе с тем в соответствии со ст. 124 ГК РФ к указанным особым субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством РФ, если иное не вытекает из федерального закона или особенностей данных субъектов. Причины, по которым упомянутые положения Закона об электроэнергетике нельзя отнести к гражданскому законодательству РФ, отсутствуют. Запрет на участие государства и муниципальных образований данного рынка в Законе и иных федеральных законах также отсутствует, не исходит он и из особенностей данных субъектов гражданского права. Этот вопрос сможет разрешить только правоприменительная практика.
Организации, которые могут быть признаны субъектами оптового рынка, делятся на две группы: участники обращения электрической энергии; участники, обеспечивающие функционирование оптового рынка.
Участники обращения электроэнергии
В состав участников обращения электрической энергии входят поставщики электроэнергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электроэнергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном Законом об электроэнергетике. При этом в определении понятия оптового рынка речь идет о крупных производителях и крупных покупателях электроэнергии. Критерии отнесения производителей и покупателей электроэнергии к категории крупных производителей и покупателей должны быть установлены Правительством РФ.
Понятия энергосбытовой организации, гарантирующего поставщика определены в ст. 3 рассматриваемого Закона.
Норма п. 2 ст. 35 Закона помимо указанных участников относит к таковым территориальные сетевые организации. В этом случае имеет место некоторое противоречие между ст. 31 и 35 Закона (в ст. 31 Закона территориальные сетевые организации в исчерпывающем перечне состава участников обращения электроэнергии не названы).
Порядок получения указанными организациями статуса субъекта оптового рынка и порядок исключения их из состава субъектов оптового рынка в общем виде определены в ст. 35 Закона (данная статья вступит в силу одновременно с вступлением в силу правил оптового рынка (ст. 47 Закона)). Для установления этих порядков в окончательном виде потребуется регламентация большого количества частных вопросов в основных положениях функционирования оптового рынка и правилах оптового рынка, утверждаемых Правительством РФ. В частности, исчерпывающий перечень мероприятий (всех условий), необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка, должен быть установлен основными положениями функционирования оптового рынка и правилами оптового рынка. Наличие такого большого количества источников, которыми будут установлен полный перечень условий получения статуса оптового рынка, необоснованно и неразумно усложнит процесс допуска организаций к торговле на оптовом рынке.
Закон об электроэнергетике предоставил потенциальным участникам торговли на оптовом рынке на выбор следующие три способа получения статуса субъектов оптового рынка:
посредством вступления в члены администратора торговой системы оптового рынка;
посредством подписания договора о присоединении к торговой системе оптового рынка;
посредством вступления в члены администратора торговой системы оптового рынка и подписания договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (мотив указания в Законе данного способа неясен, поскольку очевидно, что он не будет востребован участниками гражданского оборота).
При выполнении юридическим лицом всех условий получения статуса субъекта оптового рынка администратор торговой системы оптового рынка не вправе отказать данному лицу в получении этого статуса согласно способу, который выбрало указанное юридическое лицо.
В соответствии с п. 3 ст. 33 Закона об электроэнергетике на администратора торговой системы оптового рынка возложена функция ведения реестра субъектов рынка. Однако последствия включения продавцов и покупателей в данный реестр в Законе не определяются. Представляется, что датой признания указанных лиц субъектами оптового рынка или утраты ими этого статуса должна быть именно дата их включения в реестр субъектов оптового рынка и, соответственно, дата исключения из этого реестра.
Законодатель, указав на наличие в системе договоров на оптовом рынке договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, вообще никак не определил правовой режим этого договора; в Законе об электроэнергетике отсутствуют, в частности, положения о сторонах, существенных условиях, порядке заключения данного договора. Законодатель также не определил, кем и в каком документе должны быть урегулированы эти моменты.
Администратор торговой системы оптового рынка вправе исключить из состава субъектов оптового рынка субъект, который неоднократно нарушает правила оптового рынка. Данный субъект имеет право на судебное обжалование соответствующего решения администратора. При этом понятие неоднократного нарушения, последствия исключения из реестра субъектов оптового рынка и другие вопросы, исходя из формулировки "в соответствии с правилами оптового рынка", используемой в п. 6 ст. 35 Закона, должны быть определены в указанных правилах.
В настоящее время Правилами оптового рынка переходного периода, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2003 г. N 643, в России запущена модель оптового рынка переходного периода.
Указанными Правилами Правительство РФ попыталось урегулировать указанные вопросы применительно к модели оптового рынка переходного периода.
Данным нормативным правовым актом в общем виде предусмотрен перечень требований, при выполнении которых поставщики и покупатели электроэнергии могут получить статус субъекта оптового рынка переходного периода - участника обращения электроэнергии (п. 14).
Порядок и способы приобретения указанного статуса отличны от предусмотренных в ст. 35 Закона об электроэнергетике.
Торговля электроэнергией на оптовом рынке переходного периода осуществляется в двух секторах: в регулируемом секторе (включающем сектор отклонений); в секторе свободной торговли.
В пункте 17 Правил указывается, что для того, чтобы стать участником сектора свободной торговли оптового рынка переходного периода, поставщикам и покупателям электроэнергии необходимо заключить договор о присоединении к торговой системе этого рынка. Участником регулируемого сектора данного рынка становятся на основании решения ФСТ России в порядке, установленном Правительством РФ.
Правилами предусмотрены исключения из указанного общего правила. Такими исключениями являются в соответствии с п. 15 Правил:
организации, получившие в порядке, установленном Правительством РФ, статус субъекта оптового рынка на основании решений федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов до даты вступления в силу Правил;
организации, функционирующие в границах второй ценовой зоны ("зона Сибири"), получившие такой статус до 1 мая 2005 г.;
федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях".
Данные организации являются участниками регулируемого сектора и имеют право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии в любом из секторов оптового рынка, при условии заключения ими договора о присоединении к торговой системе оптового рынка. В отношении указанных организаций не применяются количественные характеристики, указанные в п. 14 Правил, и допускается использование систем коммерческого учета, имеющихся у них на дату вступления в силу Правил.
Согласно п. 16 Правил исключениями являются также акционерные общества, создаваемые в процессе реформирования упомянутых организаций. С даты государственной регистрации данных акционерных обществ эти общества становятся участниками тех секторов оптового рынка, участником которых являлась соответствующая реформированная организация, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий.
Вместе с тем Правила не дают четких ответов, в частности, на следующие вопросы: означает ли заключение договора о присоединении к торговой системе этого рынка или принятие ФСТ России указанного решения признание соответствующей организации субъектом оптового рынка; какое значение имеет включение в реестр субъектов оптового рынка для организации, заключившей договор о присоединении к торговой системе этого рынка; кто ведет реестр субъектов оптового рынка; должны ли подлежать включению в указанный реестр участники регулируемого сектора? В целях создания конкурентоспособного оптового рынка представляется, что все эти вопросы надо урегулировать: необходимо разработать порядок доступа на этот рынок, простой и понятный для всех потенциальных его участников. В частности, необходимо определить момент, с которого поставщик или покупатель электроэнергии становится субъектом данного оптового рынка (например, предлагается дата их включения в реестр субъектов оптового рынка).
Следует признать, что на сегодняшний день процесс получения статуса субъекта оптового рынка - участника обращения электроэнергии на оптовом рынке очень сложен и запутан. Он регламентируется указанными Правилами оптового рынка переходного периода (п. 14 - 17), Правилами недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861, Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 793 "О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)" (п. 3), Порядком получения статуса субъекта оптового рынка электроэнергии (мощности) акционерными обществами, создаваемыми в процессе реформирования организаций, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/1, Порядком вывода на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) энергоемких организаций-потребителей, утвержденным Постановлением ФЭК России от 26 декабря 2003 г. N 110-э/19, информационным письмом ФЭК России от 26 марта 2004 г. N ЮЯ-986/12 "О порядке получения статуса субъекта регулируемого сектора оптового рынка электроэнергии (мощности)", Положением о порядке получения статуса участника сектора свободной торговли и ведении реестра субъектов оптового рынка электроэнергии, утвержденным Наблюдательным советом НП "АТС" (протокол заседания от 31 октября 2003 г. N 36; на данном заседании была утверждена первоначальная редакция указанного Положения, сегодня в него внесено множество изменений и дополнений), договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, утвержденным Наблюдательным советом НП "АТС" (последние изменения в данный договор были утверждены 22 апреля 2005 г.). При таком порядке получения продавцами и покупателями электроэнергии статуса субъекта оптового рынка нельзя создать полноценный конкурентоспособный оптовый рынок в России.
Вопросы вызывает также порядок исключения участника сектора свободной торговли из реестра участников сектора свободной торговли, предусмотренный Правилами (п. 19). Прежде всего, неясно, что представляет собой "реестр участников сектора свободной торговли" и чем он отличается от реестра субъекта оптового рынка, упомянутого в п. 17 Правил и ст. 33 Закона об электроэнергетике; кто включает в этот реестр участников сектора свободной торговли; какое значение имеет включение указанного участника в этот реестр; каковы последствия исключения этих участников из данного реестра. Правила не дают ответов на эти вопросы.
В качестве оснований для исключения из указанного реестра Правила называют неоднократные нарушения участником сектора свободной торговли требований п. 14 Правил (с учетом особенностей, установленных п. 15 и 16 Правил) или несоблюдение срока их устранения, установленного администратором торговой системы оптового рынка (п. 19). Формулировка п. 19 Правил свидетельствует о том, что участник сектора свободной торговли может быть исключен администратором торговой системы оптового рынка только за неоднократное нарушение указанных требований Правил, не уточняя, сколько раз и на протяжении какого периода нужно нарушить упомянутые требования, чтобы это считалось неоднократным нарушением. Эти проблемы могут быть устранены администратором торговой системы оптового рынка в договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка (подп. "н" п. 22 Правил).
Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка в Правилах посвящен отдельный раздел (п. 20 - 23). В Правилах обозначена цель заключения данного договора - обеспечение функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры оптового рынка. Полномочия по определению условий данного договора, в том числе порядка внесения изменений в этот договор, Правила предоставили администратору торговой системы оптового рынка (с текстом действующей редакции договора о присоединении к торговой системе оптового рынка можно ознакомиться на сайте НП "АТС" http://www.np-ats.ru). Данные полномочия ограничены нормами права, предусмотренными Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Исходя из буквального толкования текста Правил, сторонами этого договора могут являться:
администратор торговой системы оптового рынка;
системный оператор;
участники оптового рынка - поставщики электроэнергии и мощности (генерирующие компании) и покупатели электроэнергии и мощности (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка (п. 2 Правил);
владельцы объектов электросетевого хозяйства.
Иные субъекты оптового рынка не вправе участвовать в качестве стороны в данном договоре.
Как уже указывалось, с момента заключения договора о присоединении к торговой системе оптового рынка поставщик или покупатель электроэнергии становится участником сектора свободной торговли оптового рынка и в соответствии с п. 17 Правил подлежит включению в реестр субъектов оптового рынка. Следовательно, для поставщиков или покупателей электроэнергии данный договор является средством доступа в сектор свободной торговли оптового рынка переходного периода.
Поскольку в деятельности оптового рынка могут участвовать только юридические лица (ст. 31 ФЗ об электроэнергетике), договор о присоединении к торговой системе оптового рынка должен быть заключен в простой письменной форме (ст. 161 ГК РФ).
Правила, предусмотрев, что данный договор подписывают администратор торговой системы оптового рынка и системный оператор, не регламентируют порядок вступления в качестве стороны этого договора участников оптового рынка и владельцев объектов электросетевого хозяйства. Порядок заключения договора участниками оптового рынка должен определить администратор торговой системы оптового рынка (подп. "б" п. 22 Правил). Также неясно, является ли данный договор договором присоединения, правовой режим которого определен в ст. 428 ГК РФ. Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. В действующей редакции договора о присоединении к торговой системе оптового рынка данный договор признается договором присоединения.
Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка можно признать смешанным договором, правовой режим которого определен в п. 3 ст. 421 ГК РФ. К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
На практике могут возникнуть вопросы, связанные с применением к договору о присоединении к торговой системе оптового рынка правил гл. 39 ("Возмездное оказание услуг") ГК РФ.
Правилами предусмотрен широкий перечень дополнительных существенных условий договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (п. 21). Это те условия, без достижения соглашения по которым между сторонами указанный договор будет считаться незаключенным (ст. 432 ГК РФ).
Неясна правовая природа неисчерпывающего перечня сведений, указанных в п. 22 Правил, которые должны содержаться в договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка. Правилами не определены правовые последствия отсутствия этих сведений в данном договоре.
Участники, обеспечивающие функционирование
оптового рынка электроэнергии
К числу участников, обеспечивающих функционирование оптового рынка, относятся:
администратор торговой системы оптового рынка, особенности правового статуса и полномочия которого предусмотрены в ст. 33 Закона об электроэнергетике;
организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка, в том числе организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (правовой статус определен в ст. 8 Закона об электроэнергетике) и системный оператор (правовой статус определен в ст. 12 Закона).
При этом участники, обеспечивающие функционирование оптового рынка, признаются субъектами оптового рынка (включаются в реестр субъектов оптового рынка) автоматически, в силу их указания в данном Законе. Им не требуется получение статуса субъектов оптового рынка в порядке, установленном ст. 35 Закона об электроэнергетике.
Заключительные положения
Только перечисленные выше виды организаций вправе участвовать в деятельности оптового рынка. Участие иных юридических лиц Законом об электроэнергетике не допускается.
Функция ведения реестра субъектов рынка возложена на администратора торговой системы оптового рынка (п. 3 ст. 33).
В качестве основы организации оптового рынка Закон об электроэнергетике называет саморегулирование деятельности его участников.
Институт саморегулирования на сегодняшний день активно используется в законодательстве РФ (в частности, в Федеральных законах от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). Однако легальное определение этого понятия отсутствует.
В общем виде саморегулирование на оптовом рынке означает наличие на этом рынке также правил поведения его участников, которые исходят не от государства, а от самих данных участников.
Вместе с тем Закон об электроэнергетике в целях обеспечения субъектам оптового рынка равных условий предусматривает возможность установления государством ограничений саморегулирования в деятельности указанных субъектов. Указанные ограничения должны быть установлены правилами оптового рынка, утверждаемыми Правительством РФ.
Администратору торговой системы оптового рынка данным Законом предоставлено право участия в разработке упомянутых Правил оптового рынка и в формировании постоянно действующей системы контроля за их соблюдением.
Право и экономика, 2005, N 11




Вернутся в раздел Комментарии к законам