Комментарии к законам

Статья 8. Произведения, не являющиеся объектами авторского права. Не являются объектами авторского права:



официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);
произведения народного творчества;
сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
Комментарий к статье 8
1. В статье 8 приводится перечень объектов, которые могут отвечать (и в большинстве своем отвечают) требованиям, предъявляемым комментируемым Законом к объектам авторского права (т.е. эти объекты создаются творческим трудом и имеют объективную форму выражения), но не являются охраняемыми произведениями.
2. Статья 2 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений устанавливает, что страны - участницы Конвенции вправе своим национальным законодательством определять охрану, которая будет предоставляться официальным текстам законодательного, административного и судебного характера, а также их официальным переводам. Российским законодательством правовая охрана таким документам и переводам не предоставляется. Нормы комментируемого Закона не распространяются на законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы, поскольку от их свободного распространения и иного широкого использования напрямую зависит возможность осуществления каждым лицом своих прав, свобод, законных интересов.
3. Не признаются объектами авторского права государственные символы и знаки, к которым относятся: флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки. Правовому регулированию вопросов, связанных с использованием данных объектов, посвящены специальные нормативные правовые акты, в том числе Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 3-ФКЗ "О Государственном гимне Российской Федерации". Так, в ст. 2 Закона "О Государственном гимне..." указано, что Государственный гимн Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации и представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом. Гимн может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции. Установлено также, что Государственный гимн РФ должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.
4. Произведения народного творчества также прямо исключены законодателем из числа объектов авторского права. Это связано прежде всего с двумя обстоятельствами:
1) практической невозможностью определения авторства на такие произведения. Лингвистическое содержание термина "народное творчество" вполне понятно: творчество, автор которого - народ, не говоря уже о выявлении всей правопреемственной цепочки;
2) сложностью определения момента создания этих произведений и, как следствие, невозможностью установления факта действия/прекращения срока охраны авторского права на них. Обычно произведениями народного творчества принято называть объекты, время создания которых окутано преданиями, передаваемыми из поколения в поколение, и теряется в веках.
5. Не признаются произведениями, охраняемыми авторским правом, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер. В пункте 8 ст. 2 Бернской конвенции данное положение российского законодательства выражено более конкретно: "Охрана, предоставляемая настоящей Конвенцией, не распространяется на сообщения о новостях дня или на сообщения о различных событиях, имеющих характер простой пресс-информации". При наличии трудностей в процессе решения конфликтных ситуаций (в том числе в суде), связанных с установлением информационного характера сообщений и материалов о каких-либо фактах или событиях и, соответственно, возможности их свободного использования (без заключения авторского договора и выплаты вознаграждения за использование), безусловно, необходимо принимать во внимание указанную выше норму Бернской конвенции.




Вернутся в раздел Комментарии к законам