Комментарии к законам

Статья 56. Установление и использование льгот по налогам и сборам. 1. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.



Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
2. Исключен. - Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.
2. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
Комментарий к статье 56
1. В п. 1 ст. 56 дается легальное определение льгот по "Н и С". Анализ этого определения позволяет указать на следующие признаки льгот:
а) они представляют собой преимущества отдельных категорий плательщиков "Н и С", в частности:
более низкую налоговую ставку;
перенос сроков уплаты "Н и С";
иную периодичность исполнения обязанности по уплате "Н и С" (например, не ежедекадно или ежемесячно, а по окончании квартала);
право осуществлять различные налоговые вычеты (уменьшающие налогооблагаемую базу);
права на ускоренную амортизацию основных средств (что также приводит к уменьшению налогооблагаемой базы) либо на включение в себестоимость товаров (работ, услуг), затрат, которые обычно в нее не включаются, и т.д.;
б) упомянутые выше преимущества могут выражаться и в полном освобождении от уплаты "Н и С". При этом возможны случаи, когда такая льгота предоставляется как по одному, так и по всем видам "Н и С";
в) они могут быть предоставлены лишь в случае, когда это предусмотрено в нормативных правовых актах о "Н и С". Иначе говоря, льготы по "Н и С", предоставление которых довольно часто предусмотрено в иных актах действующего законодательства, в т.ч. и в некоторых федеральных законах, могут быть использованы плательщиками лишь в той мере, в какой соответствующие изменения и дополнения внесены именно в акты законодательства о "Н и С". См. ст. 1, 3, 6, 56 НК и коммент. к ним;
г) они предоставляются отдельным категориям плательщиков (например, субъектам малого предпринимательства, физическим лицам - инвалидам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза и т.д.). Льготы по "Н и С" не могут носить индивидуальный характер (т.е. их нельзя предоставлять конкретной организации, конкретному физическому лицу);
д) сами нормы законодательства о "Н и С" не могут носить индивидуального характера, если они определяют:
основания для применения льгот (обстоятельства, которые позволяют предоставлять данному налогоплательщику льготы по "Н и С");
порядок предоставления льгот (процедура предоставления налогоплательщику упомянутых льгот, оформление, определение круга налоговых органов и их должностных лиц, которые вправе предоставить данному налогоплательщику льготы по "Н и С", и т.п.);
условия применения льгот по "Н и С" (т.е. обязательность соблюдения налогоплательщиком, которому предоставлены льготы по "Н и С", определенных требований либо исполнения им определенных действий как необходимых предпосылок для реального использования льгот).
По существу, правила п. 1 ст. 56 ставят вне закона (наряду с правилами ст. 3, 6 НК) всякого рода распоряжения, указания, письма и т.п. индивидуальные правовые акты различных госорганов, которыми установлены индивидуальные льготы по "Н и С".
2. Пункт 2 ст. 56 содержит весьма важные правила для практической реализации льгот по "Н и С". При этом следует обратить внимание на то, что:
а) в п. 2 ст. 56 имеются в виду любые льготы по "Н и С";
б) п. 2 ст. 56 предоставляет налогоплательщику право:
либо полностью отказаться от применения льготы по "Н и С";
либо приостановить пользование льготой по "Н и С" как на один, так и на несколько налоговых периодов. В отличие от полного отказа это означает, что по окончании налогового периода (в течение которого льгота не применялась) плательщик вправе этой льготой воспользоваться (в отношении следующего периода). При этом он обязан письменно уведомлять налоговый орган об отказе (приостановлении) использовать льготу. При возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде (п. 16 Постановления Пленумов N 41/9);
в) правила п. 2 ст. 56 имеют характер общих: они применяются, если в НК не установлено иное. Кроме того, в соответствии со ст. 5 Закона N 147-ФЗ впредь до введения в действие части второй НК ссылки на НК, содержащиеся в п. 2 ст. 56, приравниваются к ссылкам на Основы и отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов.




Вернутся в раздел Комментарии к законам