Комментарии к законам

КОНСТИТУЦИОННЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О.Ю. ОСТАПЕНКО
Остапенко О.Ю., старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Российской правовой академии Министерства юстиции РФ (Калужский филиал), аспирантка кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы.
Анализ положений Конституции РФ позволяет выявить исходные нормативно-руководящие начала, определяющие общую направленность правового регулирования внешней политики российского государства, представляющие собой конституционные принципы осуществления внешней политики государства. Внешняя политика российского государства осуществляется на основе принципов конституционной и международно-правовой законности (ст. 15 Конституции РФ).
Конституция РФ в ч. 3 статьи 4 закрепляет принцип целостности и неприкосновенности государственной территории, который отражает смысл и содержание принципа целостности и неприкосновенности территории государств международного права: "Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ"; "территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года // Международная жизнь. 1970. N 12.
Принцип территориальной целостности является определяющим для существования России как федерации: "Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности" (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ), следовательно, ни один субъект Федерации не имеет права выхода из ее состава (сецессии) или на изменение статуса субъекта Федерации без согласия Российской Федерации. "Включение в Конституцию России положений о целостности Российской Федерации и неприкосновенности ее территории означает, что не могут быть признанными конституционными действия, направленные на расчленение России или выход из ее состава каких-либо территорий" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 1999. С. 86. В отечественной юридической науке вопросы территориальной целостности российского государства неоднократно являлись предметом рассмотрения в работах ученых. См.: Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998. С. 48; Авакьян С.А. Государственная целостность // Конституционное право. Энциклопедический словарь // Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2001. С. 143; Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000; Барциц И.Н., Левакин И.В. Территориальная целостность Российской Федерации: вопросы теории // Журнал российского права, 2002. N 10.
Конституционный принцип целостности и неприкосновенности территории является также одним из основных элементов национальной безопасности государства, а его защита и обеспечение - одна из важнейших государственных функций. Утвержденная российским Президентом Концепция национальной безопасности Российской Федерации в качестве одной из основных задач в этой области предусматривает обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства. В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим средствам. Однако для защиты жизненно важных интересов государства, в том числе для обеспечения целостности и неприкосновенности своей территории, Россия должна постоянно поддерживать достаточный уровень обороноспособности <*>.
--------------------------------
<*> См.: Указ Президента РФ "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" от 10 января 2000 года N 24 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 2. Ст. 170.
Конституционный принцип территориальной целостности Российской Федерации необходимо рассматривать как одну из гарантий реализации прав и свобод, законных интересов российских граждан. Обязанность государства соблюдать права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ) предусматривает активную деятельность российского государства по созданию всех необходимых условий для их реализации; государственную целостность необходимо рассматривать как "важное условие равного правового статуса всех граждан независимо от места их проживания, одну из гарантий их конституционных прав и свобод" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 года N 10-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 30.11.1994 N 2137 "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской республики", Указа Президента РФ от 09.12.1994 N 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и в зоне осетино-ингушского конфликта", Постановления Правительства РФ от 09.12.1994 N 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа", Указа Президента РФ от 02.11.1993 N 1833 "Об основных положениях военной доктрины Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 33. Ст. 3424.
"Конституционная цель сохранения целостности российского государства согласуется с общепризнанными нормами международного права <*> в вопросе о праве народа на самоопределение <**>. С позиций Конституции РФ конституционный принцип самоопределения народов (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ) означает, что "он может быть реализован только в пределах России. Предлог "в" имеет в тексте данной статьи особое значение. Он указывает, что этносы России могут выбирать любые формы самоопределения, изменять их, но это должно осуществляться в пределах Федерации, не нарушая ее целостности" <***>.
--------------------------------
<*> Содержание данного принципа раскрывается в ч. 2 ст. 1 Устава Организации Объединенных Наций и Статуте Международного суда: Офиц. изд. / ООН. Нью-Йорк, 1982; в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года // Международная жизнь. 1970. N 12.
<**> См.: Там же.
<***> См.: Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998. С. 318.
В Уставе ООН международное сотрудничество в защиту прав и свобод человека провозглашается в качестве одной из целей, способствующих поддержанию мира и безопасности на Земле. Государства - участники международного сообщества, опираясь на принципы равенства и соблюдения государственного суверенитета, признали необходимость уважать, предоставлять (стандарт) и защищать права и свободы человека Земли, независимо от того, в каком государстве данный индивид проживает <*>.
--------------------------------
<*> См.: Челышева Г.С. Всеобщая декларация прав человека (к 55-летию принятия Декларации 10 декабря 1948 года) // Остапенко О.Ю., Челышева Г.С. Принципы международного права как основа межгосударственных форм сотрудничества Российской Федерации. Калуга: Изд-во АКФ "Политоп", 2003. С. 98 - 101.
Российская Федерация в полной мере выполняет взятые на себя международные обязательства в области защиты прав человека и гражданина. Глава II Конституции России "Права и свободы человека и гражданина" в значительной степени представляет собой имплементацию международно-правовых норм в российское конституционное законодательство. Так, статья 19 Конституции Российской Федерации о равенстве перед законом и судом содержит дословные положения, закрепленные в статье 18 Международного пакта о гражданских и политических правах <*>; статья 23 Конституции России текстуально соответствует статье 17 того же Пакта о правах человека; статья 32 Конституции России содержит положения статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах и так далее, то есть вся вторая глава Конституции России сформулирована на основе положений международных пактов о правах человека.
--------------------------------
<*> См.: Международный пакт о гражданских и политических правах // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17. Ст. 291.
Анализ статей главы II Конституции Российской Федерации, их содержание и взаимодействие с нормами международного права позволяет сделать вывод, что принцип уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека, гражданина является конституционным принципом как внутренней, так и внешней политики российского государства.
Положения ч. 1, 2 статьи 8, статьи 34 Конституции РФ свидетельствуют о заинтересованности российского государства во внешнеэкономическом и иных видах сотрудничества с другими государствами, свидетельствуют, что данное направление деятельности во внешней политике государства носит прогрессивный, поступательный характер. Следовательно, принцип сотрудничества с другими государствами также является одним из конституционных принципов внешней политики российского государства.
Российская Федерация выступает за точное соблюдение международно-правовых договорных и обычных норм, неизменно подтверждая свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств (pacta sunt servanda).
Признание Российской Федерацией принципа добросовестного исполнения международных обязательств на конституционном уровне имеет большое значение для интеграции России в международное сообщество, способствует формированию институтов правового государства и гражданского общества, значительно расширяет возможности защиты прав и свобод человека и гражданина в стране. В Конституции РФ данный принцип закреплен в форме признания международных договоров Российской Федерации составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15); в связи с признанием и гарантированием прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 17); с предоставлением политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства (ч. 1 ст. 63); с гарантированием прав коренных народов (ст. 69). Следовательно, добросовестное исполнение международных обязательств Российской Федерацией также следует рассматривать как конституционный принцип внешней политики российского государства.
Внешняя политика российского государства неразрывно связана с целями и задачами внутренней политики и направлена на защиту и сохранение демократических основ конституционного строя Российской Федерации, защиту прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, единство внутренней и внешней политики есть конституционный принцип осуществления внешнеполитической деятельности российского государства.
Итак, "Конституция Российской Федерации, подтверждая приверженность упрочнению международной законности, закрепляет правовые основы взаимодействия России с мировым сообществом" <*>. Сущность внешнеполитической деятельности российского государства должна быть выражена в виде основных нормативных принципов, связанных с основополагающими идеями самой Конституции и отражающих характер проводимой в государстве внешней политики. Разработанные в соответствии с действующей правовой базой концептуальные (не носящие нормативного характера) основы внешней политики Российской Федерации, определяющие цели и приоритеты государства <**>, положительно оценены отечественной юридической наукой <***>. Вместе с тем в период становления и развития России как правого демократического государства в целях повышения эффективности проводимой российским государством внешней политики существует необходимость четкого нормативного определения основ внешней политики государства путем систематизации и конкретизации основных направлений и конституционных принципов внешней политики российского государства, закрепления основ взаимосвязи внутренней и внешней политики государства.
--------------------------------
<*> См.: Лукашук И.И. Конституции государств и международное право. М., 1998. С. 66.
<**> См.: Концепция внешней политики Российской Федерации // Российская газета. 11.07.2000. N 133.
<***> См.: Конституционно-правовой механизм внешней политики: Учебное пособие. М.: Московский государственный институт международных отношений; РОСПЭН, 2004. С. 8.
Конституционное и муниципальное право, 2005, N 5




Вернутся в раздел Комментарии к законам